ФИДЕЛЬ УЕХАЛ, НЕ ПРОЩАЯСЬ

Завершившаяся в конце минувшей недели в мексиканском городе Монтеррей первая конференция ООН по проблемам финансирования развития, в которой приняли участие представители более 180 стран мира и свыше 50 глав государств, так и не стала тем, чего ожидали от нее около 1,3 миллиарда людей, живущих в бедности на нашей планете.

А ожидали они согласно объявленным целям принятия конкретных мер по существенному увеличению помощи развивающемуся миру со стороны индустриально развитых государств. Конференция выявила разные подходы стран Евросоюза и США к проблеме финансирования программ, предназначенных бедным. Если европейцы были согласны с предложением секретариата ООН по увеличению до 0,7 процента от ВВП на отчисления богатых стран на нужды развития, то США категорически высказались против этого. Более того, Вашингтон настоял на том, что оказание помощи той или иной стране должно быть обусловлено целым рядом требований, среди которых обязательность открытой экономики, наличие демократической системы, отсутствие нарушений прав человека... А есть все это в стране, нуждающейся в помощи, или нет, естественно, судить будет тот, у кого кошелек набит туже. Поэтому принятый на конференции заключительный документ "Консенсус Монтеррея" содержит расплывчатые положения, не обязательные к исполнению.
К тому же работа конференции омрачилась скандалом, последствия которого, несомненно, негативно отразятся на мексиканско-кубинских отношениях, характеризовавшихся до этого традиционным дружелюбием и сотрудничеством. Скандал связан с неожиданным отъездом с конференции кубинского лидера Фиделя Кастро. Выступая на форуме на прошлой неделе перед прибытием президента Буша в Монтеррей, кубинский лидер сказал, что ввиду особенной ситуации, сложившейся вокруг его присутствия, он вынужден немедленно покинуть форум и возвратиться на родину. Позже председатель парламента Кубы Рикардо Аларкон прояснил ситуацию, заявив, что Фидель Кастро покинул конференцию по просьбе мексиканских властей, стремящихся угодить американскому президенту, который ранее прямо дал понять мексиканцам, что не хотел бы находиться в одном зале с кубинским лидером. Министр иностранных дел Мексики Хорхе Кастаньеда отверг это обвинение, заявив, что США не оказывали на Мексику никакого давления. Буш же в ходе встречи с журналистами, отвечая на прямой вопрос, было ли давление со стороны США в отношении кубинского лидера, обрушился с нападками на Фиделя Кастро, обвинив его в тирании против своего народа, чем подтвердил подозрения журналистов в том, что давление все-таки было.
Кстати, глава Белого дома тоже долго не задержался в Монтеррее. Отведав по приглашению президента Мексики Висенте Фокса в одном из лучших ресторанов Монтеррея блюда национальной мексиканской кухни, Буш отправился с молниеносным визитом в Перу и Сальвадор. Столица Перу Лима встретила американского гостя не слишком гостеприимно. Тысячи людей вышли на улицы, протестуя против приезда президента Буша. И это несмотря на чрезвычайные меры безопасности, принятые перуанскими властями. Свыше 10 тысяч полицейских и военных, "разбавленных" 600 агентами безопасности США, буквально "захватили" город. Небо над Перу было закрыто для полетов любых самолетов. Лишь два американских военных вертолета барражировали над перуанской столицей.
Джордж Буш на встрече в Лиме с президентами Перу, Колумбии, Боливии и Эквадора обещал "в ближайшем будущем" оказать андским странам экономическую помощь и ходатайствовать перед конгрессом США о скорейшей ратификации договора по предоставлению благоприятного таможенного режима товарам из андских стран. Согласно просочившейся в прессу информации Джордж Буш на встрече с перуанским президентом Алехандро Толедо поставил вопрос о том, чтобы Перу поддержала в комиссии ООН по правам человека обвинения против Кубы в нарушении властями острова прав человека. И, судя по тому, что на пресс-конференции президент Буш назвал Толедо своим "большим другом", ему удалось склонить перуанские власти на свою сторону.