ВЫБОРЫ КАК ИСКУССТВО ВОЗМОЖНОГО

Уинстону Черчиллю приписывают такую мысль: "Демократия - наихудшая форма правления, если не

Уинстону Черчиллю приписывают такую мысль: "Демократия - наихудшая форма правления, если не считать всех остальных". Череда выборов, в которых россиянам пришлось участвовать в последние годы, - лучшее доказательство этого подзатасканного афоризма. Каких только предвыборных технологий мы не увидели! А не за горами новые выборы. Ожидать ли снова грязной борьбы за места на политическом небосклоне? Торопиться с выводами, конечно, не стоит - у России есть шанс преодолеть "детские болезни" демократии уже в ближайшее время. Гарантия тому - обнадеживающие тенденции в политической жизни регионов в последнее время.
Самое важное, на что стоило бы обратить внимание: российские политики разных уровней наконец-то пришли к некоему негласному консенсусу относительно того, что только выборы являются единственным законным способом достижения или продления властных полномочий. Причем выборы не формальные, а проведенные по всем правилам, согласно духу и букве законов, федеральных и региональных.
Однако согласитесь: результаты выборов, меняющиеся в связи с теми или иными решениями судебных органов, - это совсем не то, что мы раньше называли "телефонным правом" или "административным давлением" на избирателя. Да, решения, принимаемые судами в спорных, конфликтных ситуациях, не могут устраивать сразу обе стороны конфликта. Да, можно говорить, что сегодня в некоторых случаях на судей оказывается определенное давление. Важно видеть другое: исчезает прямая зависимость между результатами выборов и наличием у того или иного кандидата преимуществ, связанных с тем, есть ли у него "административный ресурс", поддержка средств массовой информации, прямая или скрытая подпитка предвыборных акций со стороны финансовых или бизнес-кругов.
Вот простой пример. Можно по-разному относиться к партии Геннадия Зюганова, но нельзя не заметить, что ее успехи на выборах различного уровня все же не связаны с непомерными финансовыми и иными возможностями "левых", хотя, впрочем, и они тратят немало. Похоже, местные политики начинают понимать, что только за счет разного рода "рычагов" и ресурсов сегодня борьбу не выиграть. Нужна, во-первых, поддержка граждан, а во-вторых, кропотливая работа по консолидации вокруг конкретной кандидатуры представителей местных элит. При реальной, а не мнимой консолидации никакой административный ресурс не нужен. Достаточно вспомнить Татарстан или Кемеровскую область. И Минтимер Шаймиев, и Аман Тулеев переиграли всех своих конкурентов еще до начала выборов, не только заручившись поддержкой большинства населения, разнообразных ветвей федеральной власти, но и соответствующим образом выстроив "властную вертикаль" в своих регионах.
В других же случаях местным политикам не удавалось договориться между собой, и тогда затевались настоящие информационные войны. Так, на выборах губернатора Нижегородской области основная ставка была сделана на развенчание посредством СМИ местного "авторитетного" политика Андрея Климентьева. Устраивались целые карнавальные шествия "псевдобратков" - якобы в защиту Климентьева. Творческих и финансовых ресурсов было потрачено немало, однако в итоге тогдашнему "хозяину" области Ивану Склярову пришлось сдать ключи от кабинета губернатора представителю левых сил Геннадию Ходыреву - административный ресурс не помог.
То же можно сказать и об итогах губернаторских выборов в Приморье, где в результате схватки "административного ресурса" в защиту "своих" кандидатов к власти пришел мало кому известный предприниматель Сергей Дарькин. Посмотрим, что получится у нового губернатора, ведь прежде Приморье было регионом - источником различных ЧП федерального масштаба. И эта нестабильность в Приморье обусловливалась не столько климатическими особенностями и экономической слабостью региона, сколько крайней раздробленностью местного правящего слоя.
Расплата за применение слишком "технологичных" приемов в период выборов бывает горькой, в том числе и для победителей. Ряд ныне действующих глав регионов немало надежд возлагали на однотуровую систему голосования. В некоторых регионах, где опасались конкурентов, поддерживаемых центром, региональное законодательство было изменено в эту сторону. И надо отдать должное: подобная тактика принесла успех. Например, Николай Федоров победил на выборах в Чувашии, набрав менее 50 процентов голосов принявших участие в голосовании. После этого были предприняты попытки представить сомнительной легитимность его прихода к власти. В то же время однотуровая система не помогла избраться на новый срок прежнему главе республики Коми Юрию Спиридонову, который в результате проиграл лидеру местной представительной власти Владимиру Торлопову. Словом, всякого рода изыски и ухищрения политтехнологов начинают давать сбои. Слабость действующей власти иногда чувствовалась и при двухтуровой системе выборов. Так, в Иркутской области у Бориса Говорина конкурентом оказался несильный, малоизвестный политик. И не самая убедительная победа губернатора сопровождалась скандалом при подсчете голосов.
Почти детективная интрига была закручена вокруг выборов президента Якутии. Федеральный центр не без основания считал, что до исхода этих выборов ему есть прямое дело, ведь только алмазодобывающая компания "Алроса" перечисляет в федеральный бюджет ежегодно до полутора миллиардов долларов. В конце концов устраивающий всех компромисс был достигнут: президентом стал экс-глава "Алросы" Вячеслав Штыров. Отметим и такой любопытный аспект этой победы: В.Штыров хоть и родился и вырос в Якутии, но по национальности русский. Таким образом, еще один далекий от демократии ресурс - "разыгрывание национальной карты" - на примере Саха (Якутия) был наглядно девальвирован.
Роль финансовых ресурсов в предвыборных кампаниях, безусловно, важна. Между тем практика показывает, что одних денег мало. Нужны еще и известные в своем регионе кандидаты, которых поддерживают местная элита и население. А еще лучше при этом, если за спиной баллотирующегося на высокий пост предпринимателя в соответствующем регионе стоят крупные компании, как, например, у новых губернаторов Таймырского и Эвенкийского автономных округов - Александра Хлопонина и Бориса Золотарева. В таких случаях даже самые одиозные предвыборные ходы конкурентов не имеют успеха. Вот почему, скажем, Александр Хлопонин победил своего соперника -бывшего губернатора Геннадия Неделина в совершенно несвойственной региональным выборам манере. Как говорится, победа была чистой.
"Административный ресурс" дал сбой и на недавних выборах в Законодательное собрание Красноярска: блок губернатора Александра Лебедя занял лишь 3-е место, уступив блоку "Наши" главы местной представительной власти Александра Усса и блоку небезызвестного Анатолия Быкова. Ко всему прочему отхватила места в краевом парламенте и "Северная партия" Александра Хлопонина. Оценив ситуацию, Александр Лебедь занялся активными переговорами с представителями наиболее влиятельных и мощных промышленных групп. Однако его отношения с такими "тяжеловесами", как "Сибал" и "Норильский никель", не стали от того менее запутанными. На этом фоне вполне возможно появление в качестве кандидатов на пост красноярского губернатора и Олега Дерипаски, и Александра Хлопонина. А это может придать выборам совершенно новую окраску.
Некоторую интригу обещали и предстоящие выборы на пост губернатора Липецкой области. Реальных кандидатов было два: коммунист Олег Королев и владелец Ново-Липецкой металлургической компании Владимир Лисин. Олег Королев имеет сильные позиции в сельской местности, однако в городе у него могли возникнуть проблемы. Но Владимир Лисин, обремененный многочисленными проблемами с миноритарными акционерами НЛМК, от участия в выборах отказался. А других реальных кандидатов не нашлось.
Было бы наивно предполагать полное бескорыстие общественной деятельности вчерашних (формально) бизнесменов. Другое дело, что интересы бизнеса и интересы общества в целом могут (и все больше должны) совпадать. Именно поэтому представители крупного бизнеса нередко идут во власть, ставя перед собой амбициозные цели - добиться в политике того, чего они достигли в экономике. В этой связи можно вспомнить еще одно высказывание Черчилля: "Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель на следующее поколение".