БЕЗБАТЬКОВЩИНА

"Трубой" киевская молодежь окрестила подземный переход под площадью Независимости, где вечерами собираются несколько сот ребят. Шестилетний Пашка - ее завсегдатай. В затасканной спортивной куртке и ботинках на толстой подошве. Во рту - жевательная резинка, а в руках - то бутылка с остатками пива, то дешевая банка "джин-тоник". Мы его давно заприметили и даже пытались поговорить, узнать, где он живет.

- А вам какое дело? - неохотно идет на контакт ребенок. - Нет у меня ни дома, ни родителей...
И, заметив приближающийся наряд милиции, растворяется в толпе.
Таких, как Павел, бездомных и сирот в Украине - несколько сот тысяч. Многие из них становятся объектами незаконных сделок чиновников с иностранцами, желающими усыновить "безбатьковых". А вернуться к этой острейшей проблеме заставил скандал вокруг Центра по усыновлению детей министерства образования страны. Толчком для пересудов послужило уголовное дело, возбужденное генпрокуратурой Украины против должностных лиц центра по фактам совершения незаконных действий при усыновлении и использовании заведомо поддельных документов. По словам начальника отдела генпрокуратуры Натальи Шестаковой, именно через этот центр иностранцы усыновили 8,4 тысячи украинских детей. При этом о дальнейшей судьбе половины из них в центре нет никакой информации.
По какой причине, не ясно. То ли из-за несвоевременной и неполной информации, которую должен давать центру МИД Украины, то ли прокуратурой были озвучены старые данные. То ли в судьбе тысяч украинских детишек, которые приобрели себе родителей в других странах, действительно много "белых пятен". Следствие продолжается и, хочется верить, ответит на многие интересующие общественность вопросы.
Зато в "деле львовских врачей", известном больше как "дело детоторговцев", разросшемся до всеукраинского масштаба, в ходе судебных разбирательств в разряд обвиняемых попали не только те, кто наладил "систему поиска живого товара" в роддомах, но и те, кто подписывал разрешения на нелегальный вывоз новорожденных. Таким способом только из Львова были отправлены за границу 136 младенцев.
Пока местная Фемида неспешно в закрытом режиме искала путь к истине, вокруг "дела детей" происходили прямо-таки фатальные события. В подъезде собственного дома получил пулю начальник Львовского областного управления по борьбе с организованной преступностью Игорь Пилипчук. Именно он, оправившись от тяжелого ранения, сумел раскрутить, будучи уже в ранге народного депутата Украины, всю эту историю с детоторговлей.
Затем всех потрясло известие о загадочной смерти усыновленного одной американской семьей львовского приютского малыша, которого неизвестно как вывезли, а затем также таинственно вернули на родину.
Казалось бы, громкое дело "львовских врачей", участники которого все-таки понесли заслуженное наказание, надолго отобьет охоту у проходимцев делать преступный бизнес на несчастных детях. Увы, эти ожидания не оправдались. Недавно сотрудники Ивано-Франковского управления СБУ сообщили об окончании следствия, связанного опять же с нелегальным вывозом за границу местных детишек. По словам начальника управления Владимира Сахнюка, сотрудники спецподразделения по борьбе с коррупцией и организованной преступностью еще в прошлом году арестовали ряд лиц, которых заподозрили в "детоторговле".
Оперативники заинтересовались людьми, которые "формировали" компактные группы детей и оформляли им поездки в одном и том же направлении - США. Так, первые 9 детей отправились за океан под видом спортивной команды. Вторую группу, уже из 15 ребят, представили как этнографический ансамбль. Однако новоиспеченному "коллективу" американское посольство выдавать визы почему-то не спешило. Ну а когда компетентные органы сообразили что к чему, то уже еле успели перехватить на самой украинской границе целый "детский церковный хор".
В ходе следствия выяснились удивительные детали простой, но очень прибыльной схемы бизнеса арестованных по этому новому "детскому делу" четверки местных жителей и их американского предводителя.
Возможно, только судебный процесс, который обещает быть не менее громким, чем "дело львовских детей", раскроет недостающие звенья преступления. Например, тот же Владимир Сахнюк сообщил, что у оперативников не было возможности проследить судьбу ребят, отправленных-таки за океан под видом малолетних спортсменов. Пока неизвестно: встретили их в США настоящие родители или дети попали в лапы алчных злодеев. Как неизвестно и то, чем завершится следствие по упомянутому уголовному делу против должностных лиц государственного центра по усыновлению детей. Дело в том, что уже через неделю после сенсационных сообщений в печати одна из украинских газет, близкая к властным структурам, поспешила опровергнуть действия генпрокуратуры и заверить читателей, что "тысячи украинских сирот, якобы пропавших без вести после усыновления их иностранцами, нашлись... после того как их родители прислали МИДу ежегодные отчеты о проживании и воспитании детей". Дай, как говорится, Бог.