ЧТОБ ДЛИННЕЕ БЫЛИ РЕЛЬСЫ

В последнее время появились слухи о скором увеличении почти в два раза экспортной пошлины на металлолом. Говорят, это вызвано дефицитом металлолома как необходимого элемента производства стали на отечественных предприятиях. Наш корреспондент побеседовал на эту тему с губернатором Кемеровской области Аманом ТУЛЕЕВЫМ. Выбор собеседника не случаен. Ведь он отвечает за выдачу лицензий на сбор и переработку лома, возглавляет регион, где сосредоточены крупные металлургические предприятия.

{Bull}В настоящее время деятельность по обращению с ломом и отходами цветных и черных металлов регулируется тремя федеральными законами, Уголовным кодексом РФ и рядом правительственных постановлений. Однако навести должный порядок в деле пресечения хищений цветных металлов, обеспечения ломом черных металлов отечественного металлургического комплекса пока не удалось. Именно поэтому, как считает член Совета Федерации, первый заместитель председателя Комитета СФ по промышленной политике С.В. Шатиров проблема регулирования оборота лома черных и цветных металлов заслуживает пристального внимания со стороны обеих палат Федерального Собрания. По мнению сенатора, необходимо ускорить работу по подготовке второго и третьего чтения в Государственной Думе проекта Федерального закона "О государственном регулировании сбора лома цветных и черных металлов", который должен исключить узкие места и прорехи действующего законодательства по сбору и обороту металлического лома.
{Bull}Очень важным вопросом С.В. Шатиров считает также лицензирование деятельности сборщиков лома. По его словам, необходимо решить двойную задачу. С одной стороны, порядок выдачи лицензий должен быть простым и не ставить дополнительных чиновничьих преград для предпринимательской деятельности. С другой - этот порядок должен обеспечивать защиту от воровства. "Необходимо выдавать федеральные лицензии, учитывая при этом условия конкретных территорий и субъектов Федерации. Кроме того, в обязательном порядке нужно определить сферы ответственности".
- Аман Гумирович, как возникла проблема дефицита металлолома?
- Главная причина - в значительном сокращении товарного сбора лома черных металлов. В 2002 году он составил лишь 18 млн. тонн. Это на 2 млн. меньше, чем в 2001 году. Шесть млн. тонн ушло на экспорт, причем это был наиболее качественный металлолом. На внутренний рынок поступило 12 млн. тонн черного лома. Крайне недостаточно. Ведь, как известно, производство отдельных отечественных марок стали и сплавов практически невозможно без использования металлолома. Например, такая важная продукция Кузнецкого металлургического комбината (КМК), как железнодорожные рельсы, производится исключительно на металлоломе.
Сложилась ситуация, при которой сборщикам лома выгоднее отправлять его за границу. Судите сами. Цена тонны металлолома черных металлов за рубежом порой превышает 150 долларов. Понятно, что она непосильна для большинства отечественных металлургических предприятий. Ситуация с поставкой лома на металлургические комбинаты просто критическая. Из-за дефицита лома КМК и Запсиб будут вынуждены сократить производство стали. Аналогичные трудности и на многих других предприятиях металлургической отрасли.
Конечно, можно сказать: "У нас свободный рынок, пусть металлургия скорее становится конкурентоспособной, чтобы играть по общим правилам". Но, может быть, тогда давайте сделаем и цены на бензин и электроэнергию такими же, как в Европе? Только вот вопрос: выживет ли кто-нибудь из "игроков", чтобы оценить результат? Мы сейчас находимся в той стадии, когда от государства требуется максимум искусства управлять, чтобы сохранить и продвинуть экономику. Так пусть же оно прежде всего обеспечит минимальные протекционистские меры для ее выживания.
- Словом, нужно поднять экспортные пошлины?
- Пошлины на металлолом - это инструмент большой политики, который может быть задействован только в крайнем случае. Но есть же и другие механизмы. Квотирование, лицензирование, например.
Пока сборщики мелких фирм работают весьма активно. Подстегиваются высокими экспортными ценами. Снизятся заработки - вообще перестанут собирать лом. В то же время на сегодняшний день металлофонд в нашей стране составляет примерно 1,5 млрд. тонн и, естественно, ежегодно пополняется. Особенно много лома в акваториях морских портов и в нефтедобывающих районах. Но, чтобы собрать и распилить эти корабли и нефтевышки, нужны большие деньги и большие перерабатывающие, резательные мощности.
Поэтому резонно регламентировать деятельность по сбору металлолома таким образом, чтобы и квоты, и лицензии на экспорт были доступны преимущественно крупным "Вторчерметам", которые могли бы контролировать деятельность мелких сборщиков. В советские времена лом поступал в государственные "Вторметы", а потом весь шел на отечественные металлургические предприятия, что и позволяло выплавлять 160 млн. тонн стали ежегодно и занимать первое место в мире по этому показателю. Такая система зарекомендовала себя хорошо.
Лицензирование в качестве экспортеров только крупных фирм позволит, во-первых, решить проблему со сбором налогов в этой весьма прибыльной отрасли. Во-вторых, крупные экспортеры могли бы вывозить за рубеж только определенную часть собранного лома при условии поставки другой его части на внутренний рынок. В-третьих, крупным экспортерам легче было бы транспортировать лом по территории Федерации, так как они имели бы федеральную лицензию, а не множество региональных, как сейчас.
- Таким образом, проблема оборота металлолома перейдет на федеральный уровень?
- Вопрос, кто будет заниматься этой проблемой, остается открытым. Сейчас сбором, обработкой и экспортом металлолома промышляет огромное количество мелких фирм, зачастую полулегальных. Все они имеют право на лицензию, и региональные власти охотно ее выдают, лишь бы создавались дополнительные рабочие места. Но сбором металлолома занимаются также и сами металлургические предприятия. Например, Магнитка таким образом обеспечивает от 60 до 80 процентов своих потребностей в металлоломе. Надо ли говорить, что крупные металлургические предприятия способны разрезать и обработать металлолом любой величины и сложности. Но недостающую часть лома металлурги все же вынуждены покупать на "диком" рынке.
Этот рынок практически не контролируется. Нет ни структуры, ни закона, ни нормативных актов, определяющих его работу. Череповецкий металлургический комбинат собирает металлолом по всему Поволжью. Но для вывоза его с территорий других регионов он должен получить лицензии в этих регионах. То же самое творится с транспортировкой через все субъекты Федерации. Словом, нужно найти оптимальное соотношение федеральной централизации и инициативы в регионах.
Наконец, вопросы экологии и вопросы собственности. Считается, что брошенный металлолом можно собирать всем - он как бы ничей. Но что делать, когда речь идет о кораблях, нефтяных вышках, газовых трубах, старых рельсах и паровозах? Часто предприятия просто бросают отработавшие машины и механизмы, и это не придает красоты ландшафту. Но лом по-прежнему числится собственностью предприятия и утилизации не подлежит. Подобные ситуации, а также штрафы и наказания за загрязнение окружающей среды также должны быть прописаны в законе.
- Похоже, "самостийные" экспортеры металлолома превратились в серьезных конкурентов отечественных металлургов на внешнем рынке?
- Им просто быть конкурентоспособными. Большинство из них не платят налогов, "белых" зарплат, часто замешаны в криминале, исчезают так же неожиданно, как появляются, но в результате имеют значительные прибыли. А металлургические комбинаты - это крупные градообразующие предприятия, от работы которых зависит жизнь сотен тысяч рабочих и целых областей. Но получается, что экспорт металлолома более прост и прибылен, чем экспорт чугуна и стали. Остается только продать сталелитейное производство иностранцам и целиком уйти в сбор вторсырья. Мы потеряли легкую промышленность, приборостроение, теперь, похоже, настала очередь тяжелой промышленности.
На месте правительства я бы поручил МАПу рассмотреть ситуацию со скачком цен на металлолом и созданием дефицита стратегического сырья. Это государственный вопрос первостепенной важности.