КАДРЫ РЕШАЮТ НЕ ВСЕ

В планах НК ЮКОС на нынешний год значится добыча 90 миллионов тонн нефти и 7 миллиардов кубометров природного газа, что превосходит показатели всех прошлых лет. Руководство компании, возглавляемой Семеном Кукесом, торжественно объявило также о повышенных обязательствах в области нефтепереработки, пообещав при этом, что себестоимость продукции ЮКОСа будет стремиться к дальнейшему снижению, а рентабельность предприятий нефтедобывающего холдинга возрастет.

Планы, что и говорить, амбициозные. Чем-то они напоминают резолюции советских партхозактивов с их неизменными формулировками "выполним, перевыполним, догоним, перегоним". В среде аналитиков, специализирующихся на нефтянке, даже появилась шутка о том, что Семен Кукес, похоже, ностальгирует по тем временам, когда до своей американской эмиграции трудился в образцово- показательном НИИ, получавшем из квартала в квартал переходящее Красное знамя победителя социалистического соревнования. Однако Семену Кукесу стоило бы помнить, что за расхождение слов с делом и за невыполнение повышенных трудовых обязательств, принятых к очередному съезду, "красных директоров" порой лишали партбилетов, а иногда даже переводили в чернорабочие на стройки народного хозяйства. Похоже, что если бы нынешний глава ЮКОСа озвучил свои грандиозные планы лет двадцать назад, то наверняка оказался бы на волосок от такой незавидной участи. Потому что достичь намеченных передовых рубежей при сегодняшнем управлении компанией едва ли суждено.
Начать с того, что для обеспечения заявленных параметров экономического роста ЮКОСу предстоит форсировать программу развития производственных мощностей и социальной базы, изыскать инвестиции в освоение новых месторождений. Но на деле ничего этого нет и, что самое главное, не предвидится. ЮКОС за последние месяцы сдал целый ряд стратегических позиций. Компания лишилась лицензии на разработку крупнейшего в Красноярском крае Ванкорского месторождения нефти. Практически решен вопрос об уходе компании с Талаканского месторождения в Якутии. Как подтвердил президент республики Вячеслав Штыров, якутская "дочка" ЮКОСа ОАО "Ленанефтегаз", занимавшаяся освоением Талакана, в ближайшее время передаст свое имущество компании "Сургутнефтегаз". По всей видимости, соглашение по этой явно проигрышной для ЮКОСа сделке обсуждалось во время недавнего визита Семена Кукеса в Сургут, где он встречался с руководством "Сургутнефтегаза". Отказавшись от Талакана, компания теряет не только стратегически выгодный плацдарм для перспективного развития, но и значительную долю своей инвестиционной привлекательности. Ведь понятно, что западные инвесторы в последнюю очередь будут иметь дело с компанией, которая по тем или иным причинам на ходу корректирует программу своего развития.
Положение можно было исправить: для этого требовалось разработать внятную стратегию руководства компанией, дистанцироваться от политики, сохранить авторитет компании на фоне наметившихся осложнений по сделке с "Сибнефтью". Ни того, ни другого Семену Кукесу выполнить, по большому счету, не удалось. Неудачи преследуют нового главу ЮКОСа буквально по пятам. Под Новый год его команда попыталась было продвинуть в Совет директоров "Сибнефти" своих представителей, но мероприятие оказалось сорвано. Понятно, что такого рода неудачи лишний раз подтверждают, что надежды, которые возлагались на Семена Кукеса при его назначении, не оправдались.
Вся биография 58-летнего доктора химических наук Кукеса говорит о том, что этот ученый больше силен в теории нефтяного бизнеса, чем в практике управления крупной компанией, особенно в нынешних российских реалиях. Послужной список главы компании на первый взгляд выглядит впечатляюще: после эмиграции из Советского Союза он трудился в Хьюстонском университете, а затем получил должность технического директора в нефтяной компании Philips Petroleum, где курировал сеть автозаправочных станций. Сложно сказать, насколько успешной была его деятельность в этой компании, однако известно, что вскоре Семен Кукес трудоустроился на другом предприятии - Amoco Oil, причем его новая должность оказалась на ступень ниже предыдущей. А впоследствии Кукес и вовсе был командирован от Amoco Oil в Москву. Иначе говоря, стал одним из десятков представителей компании, работающих на выезде в зарубежных странах. Конечно, российское сырьевое направление для американских нефтяных корпораций было и остается одним из приоритетных. Но при этом статус зарубежного представителя, пусть даже в Москве, несравним со статусом менеджера, осуществляющего руководство стратегическими вопросами развития компании непосредственно в ее главном офисе в США. Возможно, в Amoco Oil решили, что это назначение как раз соответствует уровню сотрудника Кукеса. Впрочем, у будущего главы ЮКОСа была возможность отличиться и доказать топ-менеджменту американской компании, что его личный потенциал достоин и куда более высокого применения. Для этого Семену Кукесу было необходимо выполнить хоть и не простую, но все же посильную миссию - застолбить за Amoco Oil долю в проекте освоения крупнейшего в Западной Сибири Приобского нефтяного месторождения. Дело было в теперь уже далеком 1995 году. Тогда иностранный бизнес в России встречали чуть ли не хлебом-солью. А с учетом особой специфики взаимоотношений власти и бизнеса добиться от чиновников нужного решения было делом куда менее сложным, чем сейчас. Предполагалось, что партнером Amoco Oil в проекте разработки Приобского месторождения станет тогда еще государственная компания ЮКОС. Но надежды американцев на этот проект так и не сбылись. Можно спорить о том, какая из причин была главной при смене Семеном Кукесом места работы: понял ли он, что не справляется с решением возложенной на него руководством Amoco задачи или просто вовремя заметил выгодную для себя возможности перейти в другую команду на более выгодные материальные условия. Но факт остается фактом: вскоре после этого фиаско американской компании на российском направлении Кукес покинул должность представителя, перейдя на работу в ЮКОС первым вице-президентом по сбыту.
К тому времени уже состоялось приобретение ЮКОСа группой МЕНАТЕП во главе с Михаилом Ходорковским. Вероятно, принимая на работу Кукеса, Ходорковский исходил не только из того факта, что новый первый вице-президент когда-то закончил тот же Московский химико-технологический институт, что и он сам. Скорее всего, Михаил Ходорковский сделал ставку на почтенный международный опыт ведения бизнеса Кукесом: ведь что ни говори, а за плечами этого менеджера уже были годы работы в двух не самых последних американских корпорациях. Однако вскоре выяснилось, что багаж знаний Кукеса далеко не во всем применим к российским условиям. Так, например, в ЮКОСе до сих пор вспоминают историю о том, как вскоре после своего первого трудоустройства Семен Кукес уговорил Ходорковского сосредоточиться на вопросах производственного развития компании, а принадлежащую ЮКОСу сеть автозаправок передать в аренду предпринимателям. После этого объемы сбыта компании резко пошли вниз. Это был явный провал, который свидетельствовал о незнании реалий российского бизнеса и, что самое важное, о неумении просчитать ситуацию наперед. В итоге Семен Кукес покинул ЮКОС.
Но судьба вновь улыбнулась Кукесу: его неожиданно пригласили обосноваться в руководящем кабинете Тюменской нефтяной компании. Казалось бы, стоило ли новым работодателям из "Альфа- групп", купившей к тому времени ТНК, так явно рисковать? Ведь слава о неудачном опыте работы "американца" в ЮКОСе уже облетела офисы всех нефтяных компаний. Но "альфовцы" все же взяли Кукеса. Этот бывший эмигрант, судя по всему, идеально подходил на роль зиц-председателя компании: паспорт гражданина США, приличный английский, докторская диссертация... В общем, по имиджу Кукес переигрывал своего предшественника Леонида Фурмана, за плечами у которого были лишь спортивные достижения да диплом института физкультуры. Впрочем, от проявления деловых и руководящих инициатив на новом рабочем месте Кукес был освобожден: вопросами стратегии в ТНК ведал исключительно вице-президент компании Герман Хан, который являлся также совладельцем "Альфа- групп". А когда спустя некоторое время необходимость в немногочисленных услугах Кукеса отпала, "американцу" открыли дверь на выход. Так и закончилась его трудовая биография в ТНК.
Любопытно, что, зная все подробности биографии Семена Кукеса и его перипетии на скользких дорогах нефтяного бизнеса, Михаил Ходорковский все же именно на нем остановил свой выбор, когда встал вопрос о том, кому доверить подержаться за руль в ЮКОСе, пока он сам в силу известных обстоятельств не может в полном объеме управлять компанией. Скорее всего, Ходорковский руководствовался тем, что его назначенец - полностью управляемая и несамостоятельная фигура, а потому выполнит все намеченные установки хозяина. Но на поверку оказалось, что управляемость нового главы ЮКОСа слишком дорого обходится компании.
Плюсов у сегодняшнего ЮКОСа оказалось маловато как в производственной сфере, так и на международном рынке. На это ясно указывает и решение авторитетного рейтингового агентства Moody's, которое недавно объявило о снижении биржевого рейтинга этой известной российской нефтяной компании. Факт этот говорит сам за себя.