03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С ГУБЕРНАТОРА

Крон Сергей
Опубликовано 01:01 26 Марта 2004г.
Когда в середине 90-х годов государство урезало театрам субсидии и они начали получать деньги только на зарплату, деятелей сцены охватила паника: ведь на оформление спектаклей, гонорары режиссерам и художникам, содержание зданий тоже нужны средства. Другого выхода не было, как надеяться на своих губернаторов, мэров. Побывав недавно в Барнауле, Бийске, Новокузнецке и Кемерове, я смогла увидеть, как местные власти относятся к своим коллективам. Для этого достаточно было взглянуть на здания театров, внутренние интерьеры, фойе, зрительные залы.

В то же время сегодня многое зависит и от оборотистости руководителей коллективов, их умения находить спонсоров, привлекать знаменитых людей. Так, директор Барнаульского молодежного театра Татьяна Козицына попросила ведущего артиста Театра на Таганке Валерия Золотухина стать художественным руководителем ее коллектива и сыграть роль Луки в спектакле "На дне". Известный актер не смог отказать своим землякам, а когда стал приезжать в Барнаул и увидел, в каком бедственном положении находятся его коллеги, начал ходить по высоким кабинетам и выбивать средства для них. Как откажешь столичной звезде?
Спектакль "Черная мертвая кошка" по мотивам романа Марка Твена "Приключения Тома Сойера", идущий в этом театре, порадовал меня современной режиссерской трактовкой пьесы. 25-летний Антон Безъязыков сосредоточил внимание зрителей на нравственном выборе Тома Сойера (Антон Кирков) и его дружка Геккельбери Фина (Константин Кольцов). Сохранение жизни забулдыги и пьяницы оказывается для них важнее, чем найденный ими клад в катакомбах.
Другой начинающий питерский режиссер Владимир Золотарь, недавно поставивший в Барнаульской драме "Ромео и Джульетту", тоже адресовал свой спектакль молодежи, выстроив что-то вроде современной хроники двух враждующих кланов. Художник Олег Головко напридумывал такого, что и в цирке нечасто увидишь. Миниатюрная беседка вместе с Ромео и Джульеттой то и дело возносится вверх под колосники, а погибшие во время дуэли Тибальт и Меркуцио повисают на тросах, паря в воздухе, словно две огромные черные птицы. Такая сложная машинерия вряд ли была бы возможна, если бы директор театра Владимир Мордвинов, по профессии инженер, не сварил эти конструкции по собственным чертежам. Чего только не сделаешь для родного коллектива, лишь бы зрители ходили в театр.
В Бийске, в двухстах километрах от Барнаула, на сцене городского театра я увидела постановку "Керджинские перепалки" Сергея Бобровского, приехавшего сюда в качестве главного режиссера из Воронежа. Судя по тому, как замечательно отреставрировано старинное здание, какие интересные художественные полотна выставлены в его фойе, я поняла: мэр города Геннадий Карпушкин мечтает, чтобы его театр был лучшим в Алтайском крае, поэтому во всем помогает директору Галине Нечай, которую артисты называют не иначе, как "наша мама". Честно говоря, я им по-хорошему позавидовала.
Попав на следующий день в Новокузнецкий драматический театр, я сразу поняла: нога губернатора давно сюда не ступала. Ощущение разрухи и полного запустения царило в огромном сталинском "ампире" с потрескавшимися мраморными колоннами и видавшими виды креслами в зрительном зале. С такой вызывающей бедностью даже мне, стороннему человеку, было трудно смириться, а уж я представляю, каково здесь работать артистам, получающим мизерные оклады и глотающим черную пыль промышленных производств, расположенных в городе.
Мне не удалось встретиться с бывшим главным режиссером театра Олегом Пермяковым, постановщиком спектакля "Антигона" Жана Ануйя, за неделю до моего приезда уехавшим из города, ни с кем не попрощавшись. По официальной версии, этот скоропалительный отъезд был продиктован семейными обстоятельствами. Мне же кажется, что шесть лет работы в театре, где каждый спектакль давался кровью, "доконали" его, и он "сдался", бросил все. В 70-е годы отсюда сбежал и Юрий Погребничко, нынешний худрук московского театра "Около дома Станиславского", получающий призы на международных фестивалях за свои спектакли. Так что здесь, видно, дело не в бесталанности режиссеров и артистов, а в наплевательском отношении руководства города к несчастному театру.
Сегодня у сибирских театров, впрочем, есть возможность прославиться даже в столице. Для этого им надо вначале попасть на фестиваль "Сибирский транзит", который на этот раз будет проходить в Томске. А потом, если повезет, став его лауреатами, оказаться на "Золотой маске" в Москве. Спектакль "Наваждение Катерины" по Лескову, показанный в прошлом году на этом смотре, москвичи увидят на нынешней "Маске". "Сибирский транзит" обычно проходит под патронажем представителя президента в сибирском регионе Леонида Драчевского, поэтому, как правило, сюда съезжаются и губернаторы других областей округа. И если театры со своими спектаклями входят в число номинантов фестиваля, то доля славы достается и им. Поэтому дальновидные губернаторы стараются поддерживать свои коллективы, даже если не увлекаются театральным искусством, поскольку знают: театр - это тоже политика.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников