БЕЗДОМНЫЙ БУРАТИНО

Чиновники от культуры преподнесли столичному Литературному музею на 70-летний юбилей сюрприз: продали знаменитый Шехтелевский особняк, в котором много лет жил писатель Алексей Толстой, частной фирме.

Дом этот - лакомый кусочек: находится в самом центре белокаменной, являясь архитектурным памятником. То, что там хранятся подлинные вещи писателя и до сих пор живут его родственники, участников сделки не смутило.
Музей-квартира классика располагается в особняке с 1987 года. Это флигель бывшей усадьбы купцов Рябушинских, построенной в начале ХХ века отцом русского модерна Францем Шехтелем. Алексей Толстой жил в этом доме на Спиридоновке с 1941 по 1945 год. Здесь он работал над романами "Петр I", "Хождение по мукам", циклом "Рассказов Ивана Сударева".
Уникальную мебель, книги, картины, рукописи писателя здесь можно увидеть благодаря его вдове Людмиле Ильиничне. Выполняя волю мужа, она завещала всю уникальную экспозицию Министерству культуры России. Бывшие хозяева дома были наивно убеждены, что после их смерти наследие Толстого будет гарантированно "принадлежать народу".
Наталья Шахалова, директор Государственного Литературного музея, филиалом которого считается дом Толстого, рассказывает, что официального документа о продаже музея пока не получала.
- В середине марта из управы Пресненского района пришло извещение о том, что с нами расторгают договор на коммунальные услуги в связи с тем, что помещение музея продано ООО "Еврострой". Сделка, оказывается, состоялась еще в декабре 2003 года, о чем нас предупредить "забыли".
Инна Андреева, заведующая Музеем-квартирой А.Н. Толстого, услышав о продаже особняка, обратилась за разъяснением к чиновникам от культуры:
- Мне тут же дали понять, что у нас "птичьи права". Государственный Литературный музей все эти годы был только арендатором, каждый месяц внося плату - сначала Госкомимуществу, потом Москомимуществу. Хозяин - барин: видимо, Министерство культуры решило поднажиться за счет продажи особняка. Не знаю, сколько отвалила за него фирма "Еврострой", но деньгами ценность этого музея не измерить. Мы будем бороться. Если надо - обратимся в суд.
Вот уже полвека среди экспонатов живет Наида Башировна Чиликова - вдова Юрия Александровича Крестинского, литературного секретаря Алексея Николаевича. В стенах особняка у нее небольшая квартира. В свои почтенные годы она продолжает работать литературным сотрудником музея. Но в последние дни обычно общительная Наида Башировна почти не выходит за порог: боится. Не открыла она и на мой стук.
- Она очень напугана, думает, что дом подожгут, - поясняет Инна Андреева. - Новые владельцы предлагали ей квартиру в центре, но она им не верит. Кроме того, прожив здесь почти всю жизнь, никуда ехать не хочет. Новые хозяева ее "успокаивают": дескать, мы тоже любим литературу и года два вас трогать не будем...
Постановлением Совмина СССР от 1998 года музеи Максима Горького и Алексея Толстого занесены в число памятников архитектуры, истории и литературы. Удивительно, но в реестре, составленном на основании этого документа, музея-квартиры на Спиридоновке вообще нет. Кто же отвечает за бесценную обстановку: антикварные кресла, картины Босха и Брюллова в подлиннике, уникальные храмовые курильницы, фолианты, которые коллекционировал писатель? У работников музея закралось сомнение: может, вся эта неразбериха была подстроена специально, чтобы, если дело дойдет до суда, не удалось найти виновных?
Марина Шиловская, внучка Алексея Толстого, считает, что продавать дом в частные руки - преступление:
- Этот особняк должен принадлежать только народу, государству. В детстве я жила в пяти минутах ходьбы отсюда, постоянно возвращалась в эти стены. Все здесь дышит историей. Нельзя разбазаривать духовное богатство нации... Что может устроить в особняке деда новый хозяин? Казино, ночной клуб, ресторан? Я надеюсь, музей выстоит. Новое правительство и президент должны понимать ценность несиюминутных вещей.
... В эти дни музей продолжает работать. Можно купить билет у приветливого кассира, пройти по гулким, сияющим чистотой комнатам, послушать экскурсовода. Я "пристала" к стайке ребятишек, которые во время весенних каникул приехали в Москву из Электростали - специально в гости к автору Буратино. О том, что веселый деревянный человечек скоро может оказаться бомжом, малышам здесь не рассказывают.