С ЕРЕВАНОМ ДРУЖИМ ДОМАМИ

Алексей АРБАТОВ, член-корреспондент РАН, руководитель Центра международной безопасности

Алексей АРБАТОВ, член-корреспондент РАН, руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН:
- Армения - это наш единственный классический военно-политический союзник. Потому что есть общая угроза, есть понимание, что мы необходимы друг другу. Армения без России не выживет, а Россия без Армении потеряет какие-то важные позиции на Южном Кавказе. Плюс к тому - исторические, культурные, экономические связи. Это наш классический военный союзник.
Несмотря на то, что Армения - маленькая страна, это наш форпост на Южном Кавказе. Я бы сказал, что Армения для нас важнее, чем Израиль для американцев.
К сожалению, у нас слабая позиция по урегулированию карабахского конфликта. Мы не предлагаем модели его разрешения. У нас позиция посредника, мы между двумя сторонами пытаемся наладить диалог, но они не могут прийти к соглашению - слишком сильны противоречия и слишком сильно влияние внешних сил. МИД вместе с военными должен разрабатывать такую модель, а Совет безопасности возглавить эту работу.
Андраник МИГРАНЯН, вице-президент фонда "Реформа", политолог:
- Армения - единственное постсоветское пространство, на котором есть военные базы, где есть российские пограничники, где общая ПВО. Но республика не чувствует, что действительно является стратегическим партнером России, что имеет определенные преимущества по сравнению с другими странами СНГ, даже с теми, которые резко негативно относятся к России. Нет никаких льготных цен на топливо, энергоносители и прочее. Между тем Армения - единственное из постсоветских государств, которое пошло на предоставление имущества за долги. При том, что Россия списывала долги иногда миллиардами, а тут речь шла всего-то о 100 миллионах, за которые Россия получила несколько предприятий. Армения пошла на это, надеясь, что Россия захочет поднять уровень экономических отношений, подтянуть его до уровня военно-политических, что эти предприятия будут реконструированы, туда пойдут инвестиции, они заработают и будут созданы рабочие места. Но ничего не происходит. И это, конечно, очень грустно.
В прошлом году в Армении был скандал в связи с тем, что армянские машины, грузы и люди скопились на границе Грузии с Россией, не могли ее пересечь, потому что возникли проблемы в российско-грузинских отношениях. И представители тех сил в Армении, которые с не очень большой симпатией относятся к России, говорили: а что это за стратегический партнер, который не может обеспечить проезд на свою территорию?