ПОСМОТРЕТЬ НА МАМОНТА

Международная экспозиция, первая в новом столетии, развернута под Нагоей, главным городом префектуры Аити. Название ее, кстати, состоит из двух иероглифов: "АИ" - любовь, и "ТИ" - Земля). Что, конечно, не случайно - во всяком случае официально экспозиция именуется "АICHI EXPO 2005". Во всемирной выставке участвуют свыше 120 стран, объединивших свои экспозиции под общим девизом "Мудрость природы", чтобы напомнить посетителям, насколько важной в наше время становится задача органического сосуществования человечества с окружающей средой.

Напомним - первая всемирная выставка прошла в Лондоне еще в 1851 году. С тех пор состоялось 46 подобных выставок (примерно раз в 5 лет).
По сравнению с подобным масштабным мероприятием в Японии - ЭКСПО в Осака в 1970 году - размах нынешней намного шире. Она обещает стать зрелищнее и интереснее. По прогнозам, до конца сентября выставку посетят 15 миллионов человек (в Осаке побывали 6,5 миллиона).
Успех практически предрешен, поскольку на большинство из 20 павильонов только с японской стороны билеты распроданы уже на месяца вперед. В центре внимания - экспозиция группы Тойота, которая встречает посетителей театрализованным представлением настоящего оркестра роботов-гуманоидов, а на информации сидит девушка-робот, про которую без подсказки трудно подумать, что она неживая - так завлекательно она строит глазки. Кстати, возглавлял подготовку мероприятия Соитиро Тойода - бывший президент автогиганта, штаб-квартира и заводы которого находятся также под Нагоей.
Из других наиболее популярных и зрелищных экспозиций - "Цирк электрических чудес", павильон группы "Мицубиси" под названием "Земля", "Газовый Дом", выставочный комплекс "Хонды" с роботом Азимо, "Глобал Хаус" с замороженной головой сибирского мамонта. Вечером прошло грандиозное шоу по сценарию знаменитого продюсера Кансай Ямамото.
Выставка вмещает несколько тематических зон, которые соединены мини-поездом на магнитной подушке. Имеется и целый павильон японской анимации, в котором полностью воссоздана обстановка известной классики режиссера Х.Миядзаки "Дом Сацуки и Мэя". Создается впечатление, что нынешнее ЭКСПО - не столько демонстрация последних достижений участников, сколько огромный парк-аттракцион. Что подтвердил на открытии и С.Тойода: "Я уверен, что АИТИ-ЭКСПО станет местом, которое даст детям свободу мечтаний и надежду на будущее".
Отмечая особенность нынешней всемирной экспозиции, ответственный за мероприятие Т. Миямото заявил, что ЭКСПО-2005 войдет в историю как событие, которое определит, каким должно стать грядущее столетие - эпохой гармонии между человечеством и природой.
Главную тему российской экспозиции призваны раскрыть пять разделов. "Человек и земля", "Человек и космос", "Духовность: мозаика культур", "Человек и новые технологии", "Кризисные ситуации и выход из них. Мегаполис - столица России Москва".
В павильоне представлено более 100 экспонатов, отражающих новейшие технологии и разработки в различных отраслях промышленности, в энергетике, предупреждении и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф. Центр павильона занимает сферический экран в виде части земного шара, символизирующий нашу планету. Рядом фигурируют безопасные образцы космических челноков многоразового использования на одного пилота и двух туристов.
Другой пилотируемый многоразовый корабль "Клипер", модель которого также находится в российском павильоне, может доставлять на космическую станцию шестерых космонавтов или полезный груз. Его запуск будет происходить с помощью тяжелой ракеты-носителя "Протон". При помощи панорамных стереоскопических экранов посетители пройдутся по залам и заглянут в кладовые Русского музея, Эрмитажа, Третьяковской галереи и Алмазного фонда. На выставке демонстрируются уникальные российские разработки в области нанотехнологий, при помощи которых создаются принципиально новые материалы. Внимание привлекает экологически чистый и оснащенный энергосберегающими установками "ноосферный дом". Он может выдерживать морозы до минус 60 градусов, землетрясения силой 9 баллов и ураганный ветер до 60 метров в секунду, а также всплывать при наводнении.