Дороги
l Понятно, что дороги освещают главным образом для безопасности движения. Наша задача - создать водителю в первую очередь комфортную световую среду, чтобы он вовремя мог обнаружить препятствие на пути.
Сначала проезжаем по трассе, смотрим, где и какие опоры для светильников можно установить, иногда приходится заказывать нашим конструкторам особые опоры, потому что далеко не всегда можно просто врыть столб на обочине. Учитываем все: яркостные характеристики асфальта, пропускную способность и среднюю скорость движения на трассе. Основной принцип: чем больше загружено шоссе, тем лучше оно должно быть освещено. Для каждой категории дорог существуют свои нормы. Нашу территорию с Бельгией не сравнить, поэтому дороги между городами в отличие от бельгийских могут не освещаться, за исключением участков, прилегающих к населенным пунктам. Проект освещения дороги делается от полугода до года.
ТУННЕЛИ
Одни из самых сложных светотехнических объектов, ведь это замкнутое помещение, где свет многократно отражается. При въезде в туннель не должно быть резкого перепада освещения, поэтому днем въезд должен освещаться максимально ярко, а ночью, наоборот, свет должен быть приглушен, чтобы не слепить водителей. Для этого мы специально устанавливаем измерители яркости. А еще нам обязательно надо учитывать, как ориентирован туннель по сторонам света.
УЛИЦЫ
Они освещаются для того, чтобы жители чувствовали себя комфортно и безопасно. Тут две основные проблемы. Первая - согласования. В городе под землей насыщенная система коммуникаций: газовые и водопроводные трубы, телефонные провода, тепломагистрали. Если мы хотим проложить свой кабель, нам приходится это долго и тщательно согласовывать.
Вторая проблема: свет на улице частенько мешает жильцам окружающих домов. Мы стараемся, чтобы свет по минимуму попадал людям в окна. Для этого мы ставим на светильники специальные решетки и экраны. Если люди все равно жалуются, приходится часть светильников снимать.
ЗДАНИЯ И МОСТЫ
Все значимые архитектурные объекты должны быть освещены. Это не наша прихоть, а решение городских властей. Здесь освещение выполняет задачи более художественные: подчеркнуть особенности архитектуры здания, ведь оно должно выглядеть эффектно.
Проект освещения объекта мы обязательно выносим на согласование с художественным советом при Москомархитектуре. Советуемся и с архитектором здания, конечно, если он еще жив. Основной принцип - светильников и электропроводки не должно быть видно, чтобы не портили внешний вид. Важно их располагать в доступных местах, чтобы потом было легко их обслуживать. Не должен человек тратить много часов или даже рисковать жизнью, чтобы поменять лампочку.
Если здание жилое, опять приходится заботиться о том, чтобы свет не попадал в окна. Муниципальное здание освещаем строже. Туристическое или торговое - ярко и динамично. Иногда бывают курьезы: в Третьяковском проезде нас три раза просили увеличить яркость одного бутика, чтобы он выделялся на фоне других.
ПАРКИ, ПАМЯТНИКИИ ФОНТАНЫ
В парках мы стараемся использовать белый, рассеянный свет, чтобы подчеркнуть зелень. Конечно, в таких местах сами торшеры и газонные светильники должны быть оригинальными, нескучными, порой даже авторскими. Выбор освещения, как и в случае с дорогами, зависит от посещаемости парка. Если парк центральный, то освещаем его поярче, если районный - мягко. В любом случае свет должен быть однородным, в парке не должно быть темных мест.
Памятники должны быть видны не только днем, но и в темное время, чтобы не было вопросов, кто это - Тургенев или Пушкин. Сам памятник, все надписи на нем должны быть хорошо видны, но свет не должен ослеплять прохожих. Для фонтанов нам приходится использовать специальные светильники, в которые не проникает влага.
ГОРОДА
Хорошее освещение города - это престиж, повышение туризма, а для жителей - красота и ощущение безопасности. Тут важно не переборщить, потому что, например, для авиации необходимо, чтобы город сверху не был ярким пятном, чтобы четко были видны сигнальные огни на высотках. Я участвовала в разработке концепции освещения для Сочи, ездила туда пять раз.
Мы встречались с главным художником и архитектором города, обсуждали, на какие объекты сделать основной акцент. Конечно, не только спортивные. Особое внимание уделили тому, чтобы вечерний город с моря хорошо смотрелся. Так что Олимпиада будет освещена по высшему разряду.
БОЛЬШИЕ И СВЕТЯТСЯ
Патриарший мост
Мост посещает много туристов. На их глазах арки моста меняют цвет: зеленый, фиолетовый, синий и т.д. В освещении задействовано 1404 осветительных прибора. Впервые осветили в 2004 г.
Главное здание МГУ
Одно из самых заметных строительных сооружений Москвы. Всего в освещении задействовано 1035 осветительных приборов. Здание впервые осветили в 1996 г., модернизацию провели в 2006 г.
Крымский мост
Программа освещения загружается по сотовой связи. В освещении задействовано 296 осветительных приборов. Впервые осветили в 1997 г., модернизацию провели в 2006 г.
РЕЗЮМЕ
Елена Вашуркина, светотехник, начальник проектного отдела компании "Светосервис"
Родилась 17 января 1958 года в городе Борисоглебск Воронежской области.
Образование: Пензенский Государственный политехнический институт, по специальности "автоматика и информационно-измерительная техника".
Стаж работы светотехником - 20 лет.