Загадка пропавшего лайнера

Обломки «Боинга-777» нашли в районе «ревущих сороковых широт»

Скоро будет три недели, как внезапно исчез с экранов радаров рейсовый «Боинг-777», вылетевший из столицы Малайзии в Пекин. Власти вчера официально сообщили о гибели самолета и готовности выплатить компенсации семьям, но родственники отказываются верить в худшее. Тем более что замеченные спутниками в океане предметы, которые могут быть обломками лайнера, спасателям обнаружить не удалось. Несмотря на то что на поиски брошены десятки судов, самолетов, вертолетов и даже подводные лодки 26 государств, результата нет, хотя при этом уже потрачены колоссальные средства. Но если представить, что «Боинг» угнали, то, может быть, именно на это рассчитывали злоумышленники? В любом случае в этом деле рано ставить точку. Об этом корреспонденту «Труда» заявил генеральный директор консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов», член Всемирного фонда безопасности полетов Сергей МЕЛЬНИЧЕНКО.

Мы имеем дело с абсолютно уникальным случаем, ничего подобного в истории не было. Поэтому, естественно, район поисков изначально был выбран, исходя из представлений прошлого. Начали с точки, где прервалась связь борта с гражданскими локаторами, потом искали там, где завершились контакты с военными. И только спустя некоторое время эксперты «Инмарстата» — организации, управляющей группой из 11 геостационарных спутников, — после обработки данных показали две вероятные дуги следования самолета. В обоих случаях он летел туда, где ему просто негде приземлиться.

Сегодня поиском занимаются 26 государств. Чего там боятся? Например, что самолет угнан, находится где-то на земле и может представлять собой потенциальную угрозу в дальнейшем наподобие воздушной атаки на нью-йоркские башни-близнецы.

— Чем объяснить тогда заявление малайзийского правительства, что все пассажиры погибли?

— Если с таким заявлением выступает премьер, то он знает факты, пока недоступные общественности. Хотя известно, что в понедельник пришла информация от расследователей Великобритании, которые применили для анализа технологию, еще никогда в истории расследований не использовавшуюся. Благодаря новым техническим возможностям было установлено приблизительное место падения самолета. Кроме этого, за последние два-три дня поступили новые фотографии. До этого публиковались снимки китайских, австралийских, французских спутников, но это были разные объекты и в разных местах. Хотя на поверхности океана ничто не стоит на месте — волны, ветер, подводные течения. В свое время французы 23 месяца искали останки погибшего в Атлантике «Эрбаса». Так вот, спасатели бросили в воду два десятка буев в одном месте, а буквально через несколько дней их обнаружили на расстоянии в десятки и даже сотни километров друг от друга!

— Получается, сегодня нельзя говорить о том, что отснятые на фото обломки принадлежат погибшему лайнеру?

— Но можно утверждать, что самолет упал именно в этом районе. Кстати, у моряков он известен как «ревущие сороковые широты». Как раз в понедельник вечером в предполагаемом месте падения начался очень сильный шторм. В этой части Южного полушария при переходе от осени к зиме обязательны штормы. Вот в полдень вторника я посмотрел погоду: там видимость уменьшилась до 2-3 километров, облачность составляет от 60 до 150 метров, проливной дождь и ветер 25 метров в секунду. В метеорологических справочниках написано, что штормы могут продолжаться от нескольких недель до нескольких месяцев.

— Можно представить, с какими трудностями сталкиваются поисковые команды.

— Есть одна позиция, которой я эксклюзивно поделюсь с «Трудом». Сейчас ищут «черные ящики» в надежде, что из них можно узнать правду о происходившем на борту. Но работа параметрического самописца — последняя модель может записывать до 700 параметров! — рассчитана на запись до 40 часов. То есть во включенном состоянии механизм гоняет по кругу, стирая предыдущие записи. А речевые самописцы предназначены для записи продолжительностью до двух часов. Учитывая, что прошло много времени после 8 марта, боюсь, мы уже ничего на самописцах не прочитаем.

Судя по некоторой информации, которая доходит из специальных источников на условиях анонимности, можно предположить и следующий вариант. Кто-то один (либо группа лиц — а это могут быть либо члены экипажа, либо те, кто его заставлял это сделать) намеренно планировал, чтобы самолет улетел туда, где его никто поначалу не будет искать, при этом пытаясь максимально утаить данные. Существуют разные способы оказывать финансовое или экономическое воздействие на организации, государства и т. д. С одной стороны, можно сделать так, как это было в Нью-Йорке, а можно заставить тратить бешеные средства на поиски. А если лайнер рухнул в воды океана, где большие глубины, то любая поисковая операция сопряжена с бешеной тратой средств. Приведу такую цифру: за 23 месяца поисков французского «Эрбаса» только на подводные работы было потрачено 32 млн евро, а на всю операцию — в четыре раза больше.

— А о каких затратах речь идет сейчас?

— Этого не скажет никто. Еще не было такого размаха поисковых операций, когда самолеты, чтобы слетать из Австралии в заданный район и обратно, тратят до 7-9 часов. При этом вообще непонятно, где конкретно искать. И нет уверенности в том, что, даже найдя останки самолета, мы сможем получить отгадку, что же именно произошло на борту. А исчерпывающий ответ хотят получить многие. Начиная с фирмы «Боинг», желающей доказать, что у ее лайнера не было технических неполадок, тем более на фоне недавних проблем с аккумулятором самолета «Боинг-787 Дримлайнер». Хотят ее получить и «Малайзийские авиалинии», чтобы доказать, что среди пилотов нет камикадзе, а, напротив, экипаж пытался спасти жизни пассажиров. Правда нужна и государствам, чтобы узнать, кто именно стоит за этим актом, и через возможные контакты выйти на преступные группировки. То есть заинтересованы в разгадке абсолютно все, а потому деньги на поиски экономить никто не собирается. Может быть, именно на это рассчитывали злоумышленники?

вместо послесловия

Так будет ли найдена отгадка, что произошло на борту самолета? Учитывая, что в поиске участвуют почти три десятка стран, хочется на это надеяться. Хотя, как считает немецкое издание Bild, время начинает неумолимо поджимать поисковиков. «Черный ящик» «Боинга» сигнализирует о местопребывании самолета примерно месяц, после чего источники питания обесточиваются. То есть последняя весточка с пропавшего борта может прийти примерно 7 апреля. И даже уникальная поисковая американская подлодка, которая в состоянии обнаружить металлические предметы на глубине до 6 тысяч метров, в этом случае окажется бессильной.

Есть у экспертов вопросы и к малайзийским военным. Некоторые наши эксперты считают, что после отключения транспондера (датчик приема-ответа) они информировали, что продолжают следить за самолетом. Мол, он поднялся на 45 тысяч футов, а потом снизился. Потом они это отрицали. Вспоминается гибель нашего Як-42, летевшего из Ленинграда в Киев в июне 1982 года в Гомельской области. Тогда погибли 132 человека. В МГА первыми запросили Минобороны СССР, были ли в том районе какие-либо стрельбы или запуски космических объектов. Тогда тоже была загадка — самолет летел и вдруг упал. Это потом уже установили, что все произошло из-за внезапного отказа привода стабилизатора. Минобороны же понадобилось всего четыре дня, чтобы за подписью замминистра ответить: никаких стрельб или запусков во всем Западном военном округе не было. Вот так, считают эксперты, оперативно надо расследовать все происшествия и катастрофы. А тут — полный туман: сначала за дело берутся малайзийцы, потом китайцы, потом австралийцы, американцы и т. д. Вывод таков: не было по большому счету ответственного за оперативные поиски.