ГАЗ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ НАС

"Если будем считать, что теперь все само собой рассосется, то повторение ситуации вполне вероятно, - сказал журналистам вице-премьер Виктор Христенко после встречи российского президента Владимира Путина с Ремом Вяхиревым и Анатолием Чубайсом. - У нас по этому поводу два раза в неделю идут в рабочем режиме совещания, и объективные трудности, которые существуют в этих делах, будут преодолеваться..." То есть, как видите, говорить о том, что конфликт ушел в прошлое, а сегодня в российской энергетике "все в порядке", несколько рановато. Значит, надо скрупулезно разбираться в том, что произошло, почему и чего нам ждать в ближайшем и отдаленном будущем. Этому и посвящено данное расследование "Труда".

1. Хитрая арифметика Анатолия Чубайса
Почему-то в России ничего серьезного не делается без предварительного скандала - наверное, это наша национальная особенность. Но апрельский конфликт между двумя российскими энергетическими гигантами - РАО "ЕЭС" и ОАО "Газпром" по масштабам и возможным последствиям превзошел самые черные ожидания. Начался он с откровенной, ну, дипломатично скажем, дезинформации на всю страну, прозвучавшей из уст главы РАО "ЕЭС" Анатолия Чубайса: мол, коварный Газпром оставил без топлива отечественную электроэнергетику. А потому в ближайшие дни Россия погрузится во тьму. Специально для тех, кто не смотрел 4 апреля по ОРТ программу "Время", цитирую заявление главы РАО "ЕЭС":
- ...Неожиданно для нас Газпром буквально в одни сутки, в одну ночь принял радикальное решение по сокращению поставок газа на федеральные станции практически в три раза и поставок газа в наши АО-энерго на 70 процентов. Мы считаем, что эти решения неоправданно жестки, и, к сожалению, мы не можем производить электроэнергию из ничего. Нам придется для того, чтобы сохранить целостность энергосистемы, пойти на предельно неприятные и жесткие меры по ограничению наших потребителей...
Теперь на минуточку представьте, что слова Чубайса - чистейшая правда, и Газпром действительно втрое снизил поставки газа электроэнергетикам. При этом учтем, что в России более 60 процентов электроэнергии вырабатывается на газе. Значит, 60 превращаются в 20 - и в стране останавливаются промышленные предприятия, на улицы городов, в дома, школы и больницы приходит "тьма египетская". Все, как у телерекламного электрика, испуганно восклицающего: "Е-мое, что же я наделал?"
Однако жизнь - не телевизор, и в ней все было иначе. Потому что на самом деле Газпром действительно объявил ведомству Анатолия Чубайса о сокращениях поставок газа с 1 апреля. Но не втрое, а на 18 процентов от запрошенного: вместо 27,5 миллиарда кубометров на второй квартал - 22,5 миллиарда кубометров. Кстати, после переговоров в правительстве эта цифра выросла до 24,2 миллиарда кубометров, что означало общее уменьшение поставок всего на 12 процентов.
Но это лишь одна часть правды. Вторая часть заключается в том, что о грядущих снижениях поставок газа для нужд РАО "ЕЭС" газовики предупреждали давно: и год, и два года назад. В августе прошлого года предупреждения вылились в официальное письмо, которым РАО "ЕЭС" еще раз извещали о том же самом.
О причинах сокращений разговор впереди, а пока запомним главное: нынешние ограничения никак не могли быть для РАО "ЕЭС" неожиданными хотя бы из-за вышеупомянутого письма. Более того, о том, что сокращение поставок газа начнется именно в апреле, электроэнергетики тоже знали. Ибо процедура эта ЕЖЕГОДНАЯ. Именно в апреле Газпром начинает готовиться к следующей зиме с ее максимальным потреблением "голубого топлива" (для примера скажу, что в первом квартале нынешнего года предприятия РАО "ЕЭС" сожгли 44,8 миллиарда кубометров газа).
И так бывает каждый год. А потому, чтобы страна не замерзла в октябре-марте, с апреля по сентябрь немалая часть добываемого газа закачивается в специальные подземные хранилища - про запас. Электроэнергетики обязаны учитывать это в своих балансах потребления топлива. Более того, специально готовятся "в случае чего" (холодной весны и т.п.) компенсировать в этот период недостаток газа мазутом. Нынешней весной этого мазута на ТЭС и ТЭЦ накопили в 4 раза больше, чем его было там в минувшем декабре.
Однако, как заявил пресс-секретарь главы РАО "ЕЭС" Андрей Трапезников, руководство компании выступает "против использования мазута на станциях", поскольку тарифы на электроэнергию окажутся ниже себестоимости ее производства.
Хорошо, допустим. Но недостающие энергетикам 5 миллиардов кубометров газа можно было купить в Туркмении - техническая возможность доставить его на российские ТЭЦ имеется. Однако за туркменский газ тоже нужно было заплатить не по "внутренним" российским ценам, по каким его поставляет Газпром (10 долларов за 1000 кубометров). Намного ли дороже? Ну, скажем, Ирану туркменский газ предлагается по 40 долларов за 1000 кубометров. Тегеран пока торгуется, он готов платить лишь 28. На ту же цену, наверное, смог бы договориться и Чубайс.
Хочу предупредить читателя: далее последует немало разных цифр - не самое удобное чтиво. Но без них нельзя, не получится вникнуть в суть происходящего в стране. Ведь разбираетесь же вы в своем домашнем, семейном бюджете. А здесь речь идет тоже о нашем общем достоянии.
А теперь, после этой необходимой оговорки, вернемся к уже перечисленным возможностям РАО "ЕЭС" покрыть недостаток газа, поставляемого Газпромом, из других источников: газ из Туркмении и мазут. Посмотрим, насколько это было бы выгодно (или невыгодно?) российским энергетикам. Для этого нам нужно знать всего два показателя. Первый: при сжигании 1000 кубометров газа (или одной тонны мазута) вырабатывается 3600 киловатт-часов электроэнергии. Второй: до нынешнего, апрельского подорожания электроэнергии РАО "ЕЭС" продавало ее по 1-1,5 цента (25-40 копеек) за киловатт внутренним потребителям и по 3-5 центов - внешним (на экспорт).
Далее идет чистая арифметика, из которой следует: уплатив Вяхиреву 10 долларов за 1000 кубометров газа, Чубайс зарабатывал на выработанной из него электроэнергии примерно 1200-1300 рублей на внутреннем потребителе (прибыль - 350 процентов) или 140-150 долларов - на внешнем (прибыль - 1400 процентов). Чтоб я так жил!
Надеюсь, читателю понятно, что это не "чистая прибыль" РАО "ЕЭС": кроме закупок топлива, у него имеется немало иных расходов, включая уплату налогов в федеральный и местные бюджеты (министр налогов и сборов РФ Александр Починок даже лелеет мечту заключить в нынешнем году с РАО "ЕЭС" соглашение об уплате 100 процентов налогов "живыми деньгами"). Но, согласитесь, при такой доходности своего бизнеса энергетики могут жить вполне припеваючи.
Кстати, если вы подумаете, что ведомство Чубайса зарабатывает так только на Газпроме, то вот данные председателя Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам Александра Белякова: "Себестоимость 1 киловатт-часа электроэнергии на Ленинградской АЭС составляет 12 копеек. РАО "ЕЭС покупает его за 15, а потребителям продает за 40 копеек". Тоже хороший гешефт.
Однако вернемся к "обиженным" Газпромом тепловым электростанциям, непосредственно принадлежащим РАО "ЕЭС". На туркменском газе (при цене 28 долларов за 1000 кубометров) рентабельность их работы, конечно, понизится: при продаже электроэнергии на внутреннем рынке прибыль составит всего 18 долларов на каждой закупленной у Туркменбаши тысяче кубометров газа. При экспорте электроэнергии прибыль останется на уровне 110-120 долларов на каждой тысяче кубов. Очень неплохо.
Правда, при работе электростанций на мазуте ценой 60-70 долларов за тонну "внутренняя" цена электроэнергии действительно оказывалась ниже себестоимости. Однако если эту "мазутную" электроэнергию продавать за рубеж, выручка почти вдвое превысит затраты на закупку для нее этого действительно дорогостоящего топлива.
Учтем, что в минувшем, 1999 году РАО "ЕЭС" экспортировало 7,99 миллиарда киловатт-часов электроэнергии в страны СНГ (рост к предыдущему году на 3 процента) и 5,96 миллиарда киловатт-часов в страны "дальнего зарубежья" (рост на 2 процента). Даже если считать по минимальным экспортным ставкам, доходы РАО должны были составить более 400 миллионов долларов, которых с лихвой хватило бы на закупку любого топлива. И не только на него.
В нынешнем году, согласно планам РАО "ЕЭС", эти доходы должны возрасти. "В развитии экспорта электроэнергии видна явная положительная динамика!" - заявил недавно Анатолий Чубайс.
Разговор об экспорте российской электроэнергии у нас еще впереди. А пока хотел бы отметить: как видите, даже после того, как Газпром сообщил в штаб-квартиру РАО "ЕЭС" о сокращении поставок газа, страна могла (и должна была!) вообще не ощутить никаких энергетических сбоев.
Но Анатолий Чубайс решил сэкономить деньги РАО и "найти крайнего" в лице Рема Вяхирева. Объявив о "коварстве" Газпрома, глава РАО "ЕЭС" пошел дальше: выступил с многочисленными заявлениями и интервью, в которых обвинил главу Газпрома в "инвестиционных ошибках", которые, мол, привели к сокращению добычи газа и, как результат, к "газовому кризису" в стране.
Это не было результатом некомпетентности. Занимавший в течение последних десяти лет почти все высшие посты в российских органах исполнительной власти (не был лишь премьер-министром и президентом страны), Анатолий Чубайс прекрасно осведомлен о действительном положении дел в российской энергетике. И не только в ней. Опытный политик и искусный царедворец, он постарался вовлечь в свои "игры" только что избранного президента. В тот самый момент, когда новая кремлевская команда во главе с Германом Грефом составляла для Владимира Путина программу беспрецедентного роста российской экономики, Чубайс заявил о возможности провала всей программы и даже близкого краха. И указал "виновников", беззастенчиво "подставляя" партнера - Рема Вяхирева.