07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МИХАИЛ УЛЬЯНОВ: НЕЛЬЗЯ РВАТЬ СВЯЗЬ ВРЕМЕН И ПОКОЛЕНИЙ

Филатова Жанна
Опубликовано 01:01 26 Апреля 2000г.
Народный артист СССР Михаил Ульянов, художественный руководитель Вахтанговского театра, - личность яркая и масштабная. Его судьба - целая эпоха в жизни отечественного искусства. Сегодня он делится своими тревогами по поводу сложившейся в театре ситуации.

- Михаил Александрович, каждому поколению суждено пройти свой тернистый путь. Вы прожили большую жизнь, накопили громадный опыт и, наверное, догадываетесь, чем сегодняшнее молодое поколение отличается от своих родителей?
-Я не очень-то хорошо знаю нынешнюю молодежь, но отлично понимаю заботы старшего поколения. Не хочу сталкивать поколения лбами, но что-то было у стариков, чего нет сегодня у молодых. В то же время они во многом умнее нас, хватче, мастеровитее, могут в одиночку решать проблемы. Мы этого делать не могли, не умели. У нас все-таки была коллективная жизнь и коллективистское мышление. Было в нашем поколении какое-то особое "обожествление" своей работы, своего дома, да всей страны в целом. Вот этого чувства, по-моему, у сегодняшних молодых и очень предприимчивых людей нет. Они все, так сказать, космополиты. Могут работать не только в других театрах, но и в других городах и странах. Это совсем неплохо, просто раньше такого не было. И не только по причине "железного занавеса"... Я, например, никак не могу представить себя, Юрия Яковлева или Юлию Борисову в другом театре. Хотя я работал с Анатолием Эфросом, играл у него Наполеона, но по моим внутренним ощущениям это были временные "прыжки", а всем своим актерским существом я оставался с Вахтанговским театром. Здесь особенные актеры - имею в виду прежде всего старшее поколение. Они умеют сосредоточиться на творчестве и отодвинуть в сторону проблемы, окружающие их вне сцены.
Что касается молодой актерской братии, то о них вроде бы много говорят, везде их приглашают, что-то пишут, а в общем-то вокруг них создается ощущение звенящей пустоты. Это страшно и трагично для молодого артиста. Он рискует расплескать свой талант, разменять его по мелочам. Сейчас мало кто из молодых откажется от роли "на стороне" за хорошие деньги, но в плохом спектакле. А ведь многие актеры старшего поколения умели это делать.
- Не кажется ли вам, что настала пора отказаться от идеи театра-дома и не обнадеживать людей, будто он их спасет от общественных катаклизмов?
- Да все говорят: "дом, дом", а дома-то и нет в истинном его понимании. Театры распадаются, рушатся, как снежные городки. То они делятся, то отпочковываются, то сливаются, то разливаются... Уследить за этими переменами практически невозможно. Невозможно понять, где работает Армен Джигарханян, где трудится Татьяна Васильева. Иногда мне кажется, что Вахтанговский театр остался единственным кораблем, который продолжает плыть в бушующем океане коммерческого искусства со своей командой преданных ему мастеров. С одной стороны, это очень хорошо, с другой - я понимаю, что такая преданность создает людям массу жизненных сложностей. Ведь актеры могут работать по 12 часов в сутки и не просить дополнительную оплату - только бы роли были интересными. Как же этого не видят критики, которые сегодня насквозь ангажированы, пристрастны, деля театры на "свои" и "чужие". К сожалению, пресса не замечает актеров старшего поколения. Это нормально, когда возраст берет свое и артист уходит со сцены. Ненормально, когда, например, Юлия Константиновна Борисова играет в спектакле "Милый лжец" и про это мало кто и так пишет, а ведь играет она виртуозно! Нельзя все время хвалить тех, кто постоянно на виду, кто "раскручен". Надо писать и о тех, кто сегодня передает свой творческий опыт молодым. Вспоминать же о них только в связи с юбилеями - ненормально. Великих мастеров с каждым днем становится все меньше, но мы не делаем из этого никаких выводов. Кто заменил Олега Борисова, Женю Леонова, Евстигнеева? Нет таких. Это не значит, что их не будет. Россия всегда была богата на таланты. Но дорожить корифеями надо еще при их жизни.
- Вам кажется, что "прервалась связь времен"?
- Мне кажется, есть опасность потерять традиции. Сегодняшняя антреприза набирает из разных театров хороших актеров и показывает такую чепуху, что смотреть тошно. Но есть мастера, которые не сдаются и продолжают отстаивать свои художественные принципы. Вот сейчас работает Инна Чурикова - быть может, одна из самых интересных актрис нашего времени. Или Наталья Гундарева, Юлия Борисова... Они очень разные, но каждая из них по-своему уникальна. Ни одну из их работ на сцене нельзя пропускать, ни одну. Надо писать о них, снимать, сохранять для потомков их творчество. А у нас сейчас что получается? Про юную Чулпан Хаматову уже целые тома написали. Она милая девочка, талантливая, но рядом с ней еще живут, еще играют актеры и актрисы старшего поколения. Нельзя рвать эту связь.
Конечно, все не просто. Так называемая "раскрутка" и деньги, будь они прокляты, испоганили наши души, и актерские в том числе. Артисты продаются. А что им еще делать, ведь они получают ничтожные деньги. О стариках я вообще не говорю, все они живут более чем скромно. А ведь не всегда так было. Например, Мария Николаевна Ермолова играла прощальный спектакль и уходила со сцены. Все было обставлено красиво, достойно и торжественно. А сейчас разве может себе позволить артист преклонного возраста, даже народный, уйти на пенсию? Да это просто невозможно, вот никто и не уходит. И у руководства театра тоже рука не поднимается уволить пенсионера, потому что понимает - не выживет человек, не выживет.
- Михаил Александрович, неужели все так драматично и нет выхода из создавшегося тупика?
- Увы, самая главная причина разброда и шатания в театре - это условия нашей жизни. Бедность, проклятая бедность. Вот мы воспитали Сережу Маковецкого, Максима Суханова, Машу Аронову и других артистов. Так их теперь всех растащили по антрепризам. Это стало нормой. Ты воспитываешь актера, вкладываешь в него свои силы, отдаешь свое время, а потом он уходит, даже не сказав тебе "спасибо". Раньше мудрые люди говорили, что детей надо заводить для того, чтобы в старости они пахали, сеяли и кормили стариков. Дед опирался на сына, сын на своего сына и так далее. Сейчас этого нет - дети выросли и разбежались, а кто будет заботиться о стариках - неизвестно! Пора об этом задуматься, а то как бы не оказалось поздно...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников