БЕЗ ПРАВА НА ДОСТОЙНУЮ ЖИЗНЬ

"Мои года - мое богатство", - пел в свое время блистательный Вахтанг Кикабидзе. Запоминающаяся метафора для множества наших сограждан обратилась в реальный атрибут их жизни, и сегодня эти слова могли бы лечь в основу гимна российских пенсионеров. Правда, с некоторыми уточнениями. "Богатством" большинства из них, причем единственным, так и остались одни лишь воспоминания о долгих годах добросовестного труда.

..."Цены на самые необходимые, жизненно важные продукты опять достигли недосягаемых для нашего брата высот. Мы уже забыли вкус мяса, колбасы и многого другого". Это из письма в одну из газет Республики Коми от пенсионеров и инвалидов приполярной Печоры. Возникает наивный вопрос: неужели общество и государство, на благо которых наши старики отдавали все свои силы, знания и умение, не способно отблагодарить их хотя бы тем, чтобы избавить от нищенского существования? Допускаем, что для обеспечения россиянам достойной старости по высоким западным стандартам в казне денег сегодня и вправду не хватает. Но в Коми, как свидетельствует Счетная палата РФ, даже те средства, которые имеются в наличии, некоторые нечистоплотные чиновники от социального обеспечения используют для того, чтобы "погреть руки".
Так, в республиканском отделении Пенсионного фонда они в течение нескольких лет "прокручивали" на счетах коммерческих банков более 20 миллионов рублей из его средств. Можно было бы еще понять, если бы полученные от этих финансовых операций деньги направлялись на расширение помощи самым уязвимым в социальном плане слоям населения республики. Однако столь крупные суммы предоставлялись банкирам без начисления процентов за их использование. В результате этой изумительной щедрости за государственный счет свыше 25 миллионов рублей "упущенной" прибыли, как среди финансистов принято называть ее в подобных случаях, так и не досталось старикам.
Куда подевались предназначенные пенсионерам средства, пусть разбираются, как говорится, компетентные органы. Кстати, Счетная палата направила главе Республики Коми Ю. Спиридонову свое представление, а информационные письма - прокуратуре Республики Коми и Генеральной прокуратуре Российской Федерации.
Но не только этих денег не увидели пенсионеры Коми. Не всегда они могли получить даже тот минимум, который гарантирован им государством. Как установлено проверкой, республиканскому отделению Пенсионного фонда пришлось выступать ответчиком по многочисленным искам, предъявленным к нему в арбитражные суды и суды общей юрисдикции. Те граждане, чьи судебные иски были удовлетворены, получили в общей сложности 16 миллионов рублей. Остальные же, потеряв надежду, вынуждены искать справедливость в Европейском суде, из штаб-квартиры которого в Страсбурге уже пришли в Коми первые ответы.
Интересна история с таинственным исчезновением более полутораста миллионов рублей, которые должны были поступить в бюджет республиканского Пенсионного фонда от реализации продовольственных товаров и другой гуманитарной помощи из США и стран Европейского союза. На эти цели Республике Коми государство выделило в первом полугодии 1999 года более 100 тысяч тонн продовольствия на сумму 367 миллионов рублей. Реализовать их было доверено республиканскому фонду "Ресурсы Севера", выступавшему в качестве государственного агента, или посредника.
К началу прошлого года более половины этих продуктов питания было уже продано, деньги за них фонд "Ресурсы Севера", как и положено, получил. Но отдавать республиканскому Пенсионному фонду не спешил. Во всяком случае, еще на 1 сентября 2000 года за "Ресурсами Севера" числился должок более чем в 100 миллионов рублей, которых ждали, но так и не дождались многострадальные пенсионеры. Вообще говоря, республиканский Пенсионный фонд отличается неистощимым долготерпением и взыскивать долги не торопится. Просроченная задолженность ему по страховым взносам лишь за один 1999 год возросла на 539 миллионов рублей и достигла астрономической суммы в 3184 миллиона.
Положение, казалось бы, аховое, что называется. Но республиканский Пенсионный фонд тем не менее каким-то чудесным образом "изыскивал возможности" выдавать своим сотрудникам крупные ссуды на приобретение жилья сроком аж на 20 лет. Откуда деньги? Ответ на этот, скорее, риторический вопрос найти будет крайне затруднительно - такие свои "благотворительные акции" руководство фонда, видимо, из скромности, в бухгалтерских учетах не отражает. К слову сказать, в финансовой документации данного учреждения сам черт ногу сломит. Книга учета финансовых вложений в фонде не велась. Операции с векселями, расчеты по погашению все растущей задолженности отражались лишь частично. Балансы в налоговые органы не сдавались и не заверялись.
Однако в том, с чем не справились бы потусторонние силы, сумел разобраться аудитор Счетной палаты РФ. В частности, обнаружилось, что только в результате нецелевого и нерационального использования средств отделения Пенсионного фонда РК общий ущерб превысил 84 миллиона рублей. Путем нехитрых арифметических действий определим, что этой суммы хватило бы на выплату среднемесячной пенсии примерно 138 тысячам престарелых и инвалидов, что составляет более половины всех пенсионеров Коми.
Нецелевое использование средств в размере почти 14 миллионов рублей зафиксировано и в республиканском Фонде социального страхования. Там, помимо прочего, сподобились пустить на собственное содержание часть страховых взносов. А пособия за счет средств социального страхования на сумму более 44 миллионов рублей так и остались невыплаченными. В республиканском Фонде обязательного медицинского страхования нецелевое и нерациональное использование средств вылилось в 10 с половиной миллионов рублей.
Но и это еще не все. Остаток уже оплаченных фондом, но неиспользованных медикаментов страхового запаса в денежном выражении на 1 октября 2000 года превысил 216 миллионов рублей. Может быть, дело в том, что в фонде не только ревизии не проводились с момента его создания в 1993 году, но и положения о ревизионной комиссии на момент проверки Счетной палатой не существовало?
Трудно предположить, что глава республики Ю. Спиридонов не знает о творимых его чиновниками нарушениях, злоупотреблениях и беззакониях. Полное отсутствие контроля за ними свидетельствует о социальной безответственности, о пренебрежении к важнейшей сфере деятельности исполнительной власти, прямо затрагивающей самые насущные интересы жителей Коми. Подтверждается это и тем, что бюджетом на текущий год, например, вместо необходимого 41 миллиона рублей на финансирование программы "Старшее поколение" для поддержки стариков, получающих минимальную пенсию, ассигнован лишь один миллион.
Возможно, Юрий Алексеевич исходит из каких-то собственных представлений о благополучии и процветании. "Жизнь - это не сплошная сметана и сливки", -философически изрек он однажды. Наблюдение весьма глубокое, хотя и двусмысленное, допускающее различное толкование. Но в местной печати сообщалось, что в детских садах Сыктывкара потребность дошколят в сметане, по данным городской санитарной службы, удовлетворяется на 6,6 процента, в молоке - на 37,5. А малолетний сын пенсионерки Лилии Алексеевны, имеющей 42 года трудового стажа и 350 рублей пенсии, и того не видит: у них на столе бывают одни лишь макароны, хлеб да чай. "У нас нет права на жизнь", - с отрешенной безысходностью говорит она.