БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ

Понимаю, что мне, обычному русскому человеку с дипломом советского института, просто неприлично

Понимаю, что мне, обычному русскому человеку с дипломом советского института, просто неприлично вступать в полемику по религиозным вопросам с таким глубоко образованным богословом, как Петр Малков, автор статьи "Кожаные ризы" ("Труд-7", 12 апреля 2001 г.). К тому же я - не верующий, но и не атеист. Просто интересуюсь историей и духовными памятниками, поэтому читал Ветхий завет, а Новый завет перечитывал неоднократно, размышляя о личности Христа, его проповедях и о его подвиге. Охотно знакомлюсь с нынешними разъяснениями основ веры, так как прежде нам была доступна лишь прямолинейная марксистско-ленинская критика религии. В общем, вникаю по мере сил и времени в религиозно-церковные вопросы не для публичных откровений, а для собственных размышлений о жизни, ее смысле и целях.
И все же не могу удержаться от этого письма. Причем не из-за какой-то "особости" названной статьи (подобные публикации, слава Богу, в "Труде" не редкость), а потому, что я, как говорится, дозрел до некоторых замечаний.
Первое, что удивляет у Малкова и у других церковных авторов, - отношение к читателям как людям, не утруждающим себя собственными размышлениями. Вот, например, с какой фразы начинает Малков свои разъяснения: "Всякий человек хорошо осознает, что рано или поздно ему придется умереть, но чаще всего он старается об этом не вспоминать". Знаю по себе, по многим своим друзьям и близким - раздумья серьезные о нашей смертности, о возможности в любой момент "выпасть из жизни" сопровождают нас на всем нашем сознательном пути. Да и как же иначе? Ведь мы уже в детстве начинаем без чьей-либо подсказки понимать, что все вокруг нас имеет свой ограниченный срок: трава и деревья, птицы и звери, насекомые и пресмыкающиеся. Венец творения человек - в том же ряду. А вспомните, сколько "нецерковных" поэтов и писателей разрабатывали в своих произведениях тему жизни и смерти...
Неудивительно, что всякий здравомыслящий человек понимает: ничто живое не может быть вечно. Сущность жизни в обновлении, в смене поколений, в поступательном развитии. Я почему-то никак не могу поверить в истинность библейского сказания, что Бог создал Адама и Еву для вечной жизни в Эдеме, а они совершили грех, вкусив от дерева познания добра и зла (какой же это грех - познание!), и стали смертными, как и все их потомки. По мысли богословов, это и наказание за грех, но это и спасение человека - смерть дарована людям, чтобы "грехи не раздавили нас под своей тяжестью". Получается, что жизнь дается нам, чтобы грешить, даже если мы всего лишь потянемся к познанию, а смерть - чтобы мы стали свободными "от склонности грешить".
Трудно согласиться с подобным тезисом: бессмертие наступит после смерти. Мне верится, что бессмертие человека - в его детях, в его потомстве. А главное для меня утверждение в религии: Бог есть Любовь. Вот почему за два тысячелетия ни на йоту не утратила своей актуальности Нагорная проповедь Иисуса Христа. Но мне непонятно: почему иные глубоко верующие люди, которые и церковь регулярно посещают, и молятся истово, и посты соблюдают, и под водительством священников готовят себя к загробной жизни, в то же время в будничной жизни действуют злонамеренно? Знаю таких, не перестаю им удивляться.