08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ДИАЛОГ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Намеченное на ближайшие дни совещание по проблемам развития нефтяной отрасли с участием Владимира Путина, как ожидается, даст новый толчок развитию диалога между "нефтяными генералами" и властью. Это будет вторая после так называемого "сургутского Давоса" встреча с нефтяными олигархами. Первую встречу В. Путин провел еще в ранге "и.о.", и полноценного диалога тогда не получилось. Что неудивительно, поскольку никакой экономической стратегии у нового руководства страны еще не было. А на такого уровня совещаниях обычно принято обсуждать не тактические частности вроде экспортных тарифов или порядка доступа к нефтепроводам, а в первую очередь базовые принципы развития отрасли.

После избрания В. Путина президентом возникли "немножечко нервные" отношения между нефтяниками и силовыми ведомствами. Летом прошлого года в офисах ряда крупных нефтяных компаний ("Сибнефти" в Москве, ТНК в Нижневартовске и др.) прошли обыски. Против "ЛУКОЙЛа" было заведено дело. Олигархов "равноудаляли". Сейчас нет никаких признаков, указывающих на желание властей продолжать в отношении нефтяных компаний нажим в форме "маски-шоу". На первый план вышли новые проблемы - экономические. У правительства появилась развернутая концепция развития страны, сформулированы общие представления о том, куда она должна идти и какие вопросы в связи с этим являются приоритетными.
Ключевой вопрос: никто не может сказать, как долго продержатся выгодные для России мировые цены на нефть. Обвал может быть неожиданным и резким, и отрасль должна к этому подготовиться (при том, что износ основных фондов в нефтепереработке, например, составляет 80 процентов, а примерно 45 процентов нефтепроводов и свыше 25 процентов газопроводов эксплуатируются более 20 лет, то есть работают на пределе возможного). Нефтяников следует простимулировать, чтобы они вкладывали полученную прибыль в производство, а не прятали ее в оффшорах.
Не отрегулирован окончательно и механизм внутреннего ценообразования, особенно актуальный при высоких экспортных ценах. Казалось бы, какое до этого дело государству? Но пришла весна, грядут полевые работы. Сельчане уже стонут от цен на ГСМ. Как провести "битву за урожай", заставив нефтяные компании пойти на уступки? Не за горами и пресловутый северный завоз. Минувшей зимой Камчатка уже осталась без света, задолжав "Роснефти" астрономическую сумму за поставки топлива. Опять нефтяников будут просить проявить "сознательность"?
Наконец, остается открытым вопрос о продолжении приватизации в отрасли. В последние месяцы чиновники из Министерства имущественных отношений хором утверждали, что нет никакой необходимости в том, чтобы немедленно приватизировать "Славнефть" и "Роснефть". Но впереди 2003 год, на который у России придется пик внешних выплат. И деньги нужно будет добывать из любых источников.
Очевидно, что эти вопросы неизбежно возникнут в беседе с главой государства. И судя по всему, руководство России готово идти навстречу представителям нефтяной отрасли. Но взамен, очевидно, потребует ответственности в выполнении задач пополнения бюджета. Несомненно, речь пойдет не об ужесточении налогообложения отраслевиков, а о более честной и прозрачной схеме уплаты налогов действующих. В первую очередь это касается борьбы с практикой так называемых внутрикорпоративных цен закупки нефти.
В то же время вряд ли следует ждать существенных претензий в адрес государственных и полугосударственных компаний - таких, как "Роснефть", "Славнефть", "Башнефть" и "Татнефть". Вряд ли подвергнется критике "Сургутнефтегаз", заткнувший за пояс всех нефтяных гигантов по части выплаты налогов на тонну добываемой нефти. Весьма убедительны и позиции ТНК, заплатившей больше миллиарда долларов на аукционе по ОНАКО и осуществляющей масштабную инвестиционную программу. Определенный "страховой полис" приобрел "ЮКОС". По итогам конкурса на Талаканское месторождение в Якутии победитель "Саханефтегаз", предложивший бонус в 501 млн. долларов и не имеющий реальных денег, может выполнить свои обязательства перед федеральным бюджетом (200 млн. долларов) только в том случае, если их ему - в рамках стратегического партнерства - выделит "ЮКОС". Вероятнее всего, так оно и произойдет, и это будет оценено в Кремле.
Самым уязвимым выглядит положение "ЛУКОЙЛа", руководство которого по инерции пытается апеллировать к широкой общественности, упирая на свое лидерство в отрасли. Однако это "лидерство", с точки зрения власти, представляется несколько сомнительным. Тем более что вопрос продажи последнего пакета государственных акций этой компании уже фактически решен, а продолжающееся тиражирование тезиса о "полном совпадении" интересов частной кампании с интересами России вызывает недоумение, как и высказанное в недавнем интервью Вагита Алекперова пожелание к правительству закрыть "для начала" старые уголовные дела. Видимо, именно понимание того, что "ЛУКОЙЛ" стоит первым в очереди на получение неприятностей, подтолкнуло его руководителей к участию в разборках вокруг "обновленного" ТВ-6.
Впрочем, если судить по бюджетному посланию президента РФ, где напрямую обозначена необходимость увеличения доходов и перехода к исчислению платы за пользование недрами на основе рыночных цен, рассчитывать на мягкость нефтяным генералам не стоит вне зависимости от того, приобретут они ТВ-6 или нет. Новая реальность такова: налоги платить придется не по своему усмотрению ("сколько не жалко"), а по закону. И попытки продлить режим "льготного" существования крупных нефтяных компаний исторически обречены.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников