МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЕКТЫ

Что такое международные проекты Газпрома? Для чего они осуществляются? Как идет их реализация? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в нынешней публикации.

В настоящее время ОАО "Газпром" осуществляет несколько крупнейших газотранспортных международных проектов, среди которых - "Ямал - Европа", "Голубой поток", "Кобрин/Брест - Велке Капушаны", "Северо-Европейский газопровод". Особняком в этом ряду стоит участие Газпрома в приватизации словацкой газовой компании АО "СПП". Однако цель здесь та же, что и в других проектах - выход на европейские газовые рынки.
"ЯМАЛ - ЕВРОПА"
Идея создания возникла в 1986 году в связи с началом освоения Бованенковского и Харасавейского газоконденсатных месторождений, расположенных на полуострове Ямал. В состав проекта входят объекты добычи газа, расположенные в Западной Сибири и на Ямале, а также объекты транспорта газа, проходящие по территориям четырех стран - России, Белоруссии, Польши и Германии.
На первом этапе для реализации проекта предусматривалось использование действующих месторождений Надым-Пур-Тазовского региона: Медвежье, Уренгойское, Ямбургское, Юбилейное и Ямсовейское. В дальнейшем предполагалось использовать новые месторождения этого региона, в том числе Заполярное, и на конечном этапе - Бованенковское и Харасавейское.
25 августа 1993 года принято межправительственное соглашение между Российской Федерацией и Республикой Польша о создании системы газопроводов для транзита российского газа через территорию Польши в страны Западной Европы и о поставках "голубого топлива" на польский рынок. В рамках проекта заключены долгосрочные контракты сроком на 25 лет. Первые поставки российского газа в Польшу по газопроводу "Ямал - Европа" начались в апреле 2000 года и достигли 2,15 миллиарда кубометров.
Строительство и проектирование польского участка транзитного газопровода осуществляет совместное российско-польское предприятие "Европол Газ" (акционеры ОАО "Газпром" и ПГНиГ - по 48 процентов, "Газтрейдинг" - 4 процента акций), которое в дальнейшем будет являться его собственником.
"ГОЛУБОЙ ПОТОК"
В соответствии с соглашением между правительствами Российской Федерации и Турецкой Республики о поставках российского природного газа в Турцию через акваторию Черного моря от 15 декабря 1997 г. ООО "Газэкспорт"/ОАО "Газпром" заключило коммерческий контракт с турецкой фирмой "Боташ". Контракт предусматривает нарастающие объемы поставок газа (начиная с 2001 года в течение 25 лет) с выходом в 2008 году на максимальный уровень - 16 миллиардов кубометров в год.
Для обеспечения запланированных поставок газа из России в Турцию было принято решение проложить прямую магистраль через Черное море (проект "Голубой поток"), что позволит избежать зависимости от стран-транзитеров.
16 ноября 1999 года ОАО "Газпром" и компания ЭНИ/СНАМ создали в Голландии российско-итальянскую компанию специального назначения "Блю стрим пайплайн компани Б.В. " (БСПК), которая должна выступить владельцем морского участка газопровода, включая компрессорную станцию (КС) "Береговая", а также осуществлять его строительство и эксплуатацию. Владельцем и оператором сухопутного участка газопровода станет ОАО "Газпром".
Магистральный газопровод Россия - Турция протяженностью 769 километров пройдет из района Изобильного Ставропольского края в район Джубги Краснодарского края на побережье Черного моря ("Сухопутная часть"). Далее из Джубги - до города Самсун (Турция) ("Морская часть").
Протяженность сухопутного участка газопровода составляет около 370 километров. Морской участок длиной 396 километров проходит по дну Черного моря на глубине до 2150 метров, что на треть превышает глубину существующих в мире подводных трубопроводов.
Морской участок газопровода включает также крупнейшую в мире, уникальную по своим характеристикам компрессорную станцию "Береговая" мощностью 250 мегаватт. Общая расчетная стоимость морской и сухопутной частей проекта составляет около 3,3 миллиарда долларов США.
1 марта 2002 года завершена укладка морской части западной нитки газопровода протяженностью 390 км. Ведется сварка и укладка восточной нитки. Уложено 117 из 382 километров (31 процент).
"КОБРИН/БРЕСТ - ВЕЛКЕ КАПУШАНЫ"
18 октября 2000 года международным консорциумом в составе ОАО "Газпром", "Газ де Франс", "Рургаз АГ", "Снам С.п.А" и "Винтерсхалл АГ" был подписан Меморандум о взаимопонимании по проекту "Кобрин/Брест - Велке Капушаны". Проект будет включать в себя разработку, строительство и эксплуатацию газотранспортной системы пропускной способностью 60 миллиардов кубометров газа в год. Магистраль протяженностью около 600 километров пройдет по территории Польши, Белоруссии и Словакии - от пункта Кобрин (Белоруссия) до пункта Велке Капушаны (Словакия) - и соединит газопровод "Ямал - Европа" со словацкой транзитной системой.
В марте 2001 года началось изучение возможных мар-шрутов и подготовка технико-экономического обоснования про-екта. Польским институтом "Газопроект" при участии немецкой компании "PLE" разработано и выполнено предварительное технико-экономическое обоснование вариантов маршрутов транспортировки по территории Польши.
В ходе январских переговоров российско-польской рабочей группы по сотрудничеству в нефтяной и газовой отрасли впервые на правительственном уровне подтверждена заинтересованность Польши в реализации проекта газопровода-перемычки. Словацкая сторона также неоднократно выражала заинтересованность в реализации данного проекта. В сентябре 2002 года проведены предварительные консультации членов консорциума со словацкой компанией СПП по точке пересечения газопроводом польско-словацкой границы.
СЕВЕРО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ГАЗОПРОВОД
Транспорт энергоносителей является важной составной частью политической инициативы Европейского Союза (ЕС) "Северное измерение", центральный вопрос которой - создание новых маршрутов транспортировки энергоносителей из России в Западную Европу. В настоящее время значительные объемы импорта российского газа осуществляются по длинному и во многих отношениях сложному маршруту, проходящему транзитом через территории ряда государств.
Чтобы "упростить" движение российского природного газа в страны Западной Европы, было принято решение о создании нового газотранспортного коридора - из России на побережье Германии через Финский залив и Балтийское море. ОАО "Газпром" и финская компания "Фортум" силами созданной в Финляндии совместной компании "Норд Трансгаз" с привлечением ведущих мировых и российских инжиниринговых фирм уже проработали возможность строительства Северо-Европейского газопровода. Новый экспортный коридор напрямую свяжет Единую систему газоснабжения России с потребителями стран Европейского союза. Он позволит осуществлять диверсификацию экспортных потоков и даст возможность маневрирования, проложит российскому газу новый с географической точки зрения "северный маршрут", исключающий транзит через государства с нестабильной экономикой. Это в итоге снизит политические риски, оказывающие значительное влияние на надежность поставок газа в Западную Европу.
Окончательное решение по реализации будет принято после проведения сравнительного анализа по технико-экономическим показателям с другими газотранспортными проектами Газпрома.
ПРИВАТИЗАЦИЯ СЛОВАЦКОЙ ГАЗОВОЙ КОМПАНИИ АО "СПП"
В конце 2001 года правительство Словакии объявило конкурс по приватизации АО "СПП". На продажу было выставлено 49 процентов акций общества. В июне прошлого года государственное предприятие было преобразовано в акционерное общество СПП (Slovensky plynarensky priemisel, a.s.). В сферу деятельности компании входит закупка природного газа и продажа его через одиннадцать региональных отделений, охватывающих всю территорию страны, транспортировка, распределение, хранение, а также поисково-изыскательские работы. За транспортировку природного газа из стран СНГ в другие европейские страны отвечает подразделение АО "СПП" - Словтрансгаз.
Победителем в конкурсе был признан международный консорциум компаний ОАО "Газпром", "Газ де Франс" и "Рургаз". 18 марта 2002 года участники консорциума и правительство Словакии подписали договор о приобретении 49 процентов акций словацкой компании СПП. По договору об условиях финансирования ОАО "Газпром" может выкупить до трети пакета акций АО "СПП" у других членов консорциума в течение двух лет после приобретения акций АО "СПП" компаниями "Рургаз" и "Газ де Франс".
В результате приобретения акций словацкой компании Газпром добился значительных успехов на европейском газовом рынке. В частности, укрепил свои позиции в Словакии - стратегически важной стране для транзита газа в Европу; обеспечил хорошую защиту от проникновения на словацкий рынок конкурентов; укрепил отношения с основными покупателями газа в Европе - компаниями "Рургаз" и "Газ де Франс"; получил финансирование на выгодных условиях, которые были бы недоступны в других случаях; достиг позитивных результатов по сделке благодаря выдержанному подходу вместе с партнерами по консорциуму, несмотря на то обстоятельство, что сделка заключалась в сложной политической и экономической ситуации.