По свидетельству Святых Апостолов, Благодатный огонь осветил Гроб Господень уже при самом Воскресении Христа. Первое упоминание о Невещественном огне относится ко II веку. В IV веке о нем писал святой Григорий Нисский, в VIII веке - святой Иоанн Дамаскин. Русский игумен Даниил, посетивший Иерусалим в начале XII века, так описывал свои впечатления: "Не может быть такой радости человеку, какая бывает каждому христианину, увидевшему Свет Святой". Известный духовный писатель Сергей Нилус побывал в Великую Субботу в Иерусалиме в конце XIX века и тоже высказался о чуде схождения Огня: "Только имевшие случай пережить эти минуты в состоянии понять, как бьются сердца". Ко всем бесчисленным свидетельствам православных, инославных и даже неверующих людей я, побывавший на Пасху в Иерусалиме на исходе XX века, дерзаю присодинить собственное воспоминание.
...Храм Воскресения Христова был переполнен людьми, ждавшими чуда. Вдруг все пространство храма осветила яркая вспышка голубоватого цвета, походившая на вспышку молнии, только света было больше. Она произвела на меня сильнейшее впечатление, наполнив все мое существо радостью, ликованием, восторгом. Видимо, то же самое испытали тысячи паломников. Раздались крики, восклицания, храм наполнился шумом - так шумит лес, когда внезапно налетает порыв сильного ветра.
Все, абсолютно все люди протянули вперед и вверх пучки свечей - так они просили у Отца Небесного Благодатного огня.
Некоторое время вспышек не было, и шум стал постепенно затихать, сходя на нет, - так умолкает лес, когда ветер уносится вдаль.
И вот, опять неожиданно, возникла ослепительная вспышка над Кувуклией (часовней над Гробом Господним), затем над алтарем греческой церкви. Эти вспышки рассекали храм сверху донизу, освещая взволнованные лица, приводя нас в трепет.
Как мы ни были внимательны, как ни держали ухо востро, как ни напрягались, чтобы ничего не пропустить, все равно дальнейшее стало для нас потрясением.
Вдруг храм озарили особенно яркие вспышки; их было много, и они блистали сразу по всему пространству, озаряя его ослепительным, трепетным сиянием. Это сияние видел каждый паломник, в каком бы месте храма он ни находился - рядом с Кувуклией, на Голгофе, в армянском приделе или еще ниже, в месте обретения Животворящего Креста Господня. Буря, нет, не буря, а ураган восторга пронесся по храму. Каждая человеческая душа выражала свой восторг по-своему, но суть восторга была одна: ОГОНЬ СОШЕЛ! Мы его еще не видели, но знали: он с нами, на Гробе Господнем, и Иерусалимский Патриарх уже зажег первые свечи.
Наконец наступил миг, которого мы все с нетерпением ждали и ради которого преодолевали расстояния, жару, усталость, немощь: православный арабский юноша стремглав пронесся от Кувуклии по храму, держа в руках завораживающий горящий факел. Юноша на секунду-другую остановился у южного входа в греческую церковь, чтобы паломники могли зажечь свечи, а потом продолжил свой стремительный триумфальный бег...
Люди жадно потянулись к огню; вот зажжен еще один пучок свечей, еще, еще и еще - и вот уже весь храм наполнился огненным заревом. Я накрыл рукой большой пляшущий буйный факел - Огонь теплый, приятный, он нисколько не жжет; это не земной обычный огонь - это Огонь Небесный! Как и другие люди, я начинаю им умываться, подношу к подбородку, щекам, ко лбу - это, конечно, Божия благодать, сошедшая с Небес.
Еще долго продолжалось ликование, но вот наступил момент гашения Огня; это произошло не потому, что людям стало жалко свечей, а потому, что он приобрел земные качества и стал жечь, но радости у нас нисколько не убавилось.
В чем же духовный смысл схождения Благодатного огня? Действительный член Императорского православного палестинского общества Константин Ростовцев, бывший очевидцем схождения Благодатного огня в 1859 году, так отвечал на поставленный вопрос: "Как Светлое Христово Воскресение знаменует духовное обновление, победу добра над злом и вечного света над вечною тьмою, так и сошествие Небесного огня на Гроб Господень знаменует ту же победу...".
Благодатный огонь - это беспредельная милость Божия падшему роду человеческому. Если на Пасху Христову Огонь сошел, это значит, что еще один год земля будет жива, и с ней ничего не случится. Будем верить, что и сегодня, 26 апреля 2003 года, ко всем нам, грешным и недостойным, вновь сойдет Небесный огонь.