10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ СИМОНОВЫМ?

Маланина Александра
Опубликовано 01:01 26 Апреля 2006г.
Говорят, дети за отцов не отвечают. Полностью опровергает это утверждение документальная картина "Ка. Эм.", созданная Алексеем Симоновым. Алексей Кириллович - президент Фонда защиты гласности, автор двадцати с лишним документальных, музыкальных и игровых фильмов. А еще он сын Константина Симонова от первого брака. Мы говорим с ним о картине "Ка. Эм.", показанной недавно в Доме кино. Аббревиатура "Ка. Эм.", давшая название картине, употреблялась родными и близкими Константина Михайловича. Так обращались они к нему, так говорят и сегодня. Фильм состоит из двух частей: "Легко ли быть Симоновым?" - о двух биографиях поэта, официальной и неофициальной, и "Камень памяти" - о поездке в Могилев к камню памяти поэта, где на поле по завещанию был развеян его прах.

- Алексей Кириллович, что подтолкнуло вас к созданию фильма?
- Если бы не коллеги, которые обсидели эту тему, словно мухи, я вряд ли стал бы делать картину. Я долго терпел. Первый раз сорвался в 95-м, когда отмечали восемьдесят лет со дня рождения отца. Я позволил себе тогда высказаться в "Литгазете". Второй раз - нынче, в фильме "Ка. Эм.".
- Ваше мнение о фильме "Звезда эпохи", где рассказывается об отношениях Симонова и Валентины Серовой?
- То, что фильм называется так, как называется, а не строчкой из стихотворения Симонова, - это результат моих стараний. То, что Домогаров играет Семенова, а не Симонова, Александрова - Седову, а не Серову, этим картина обязана моим сестрам и мне. То, что в этом "произведении" практически нет отцовских стихотворений, этим оно обязано нам. Надо дальше объяснять мое отношение к "Звезде эпохи"?
- Что вызывает у вас принципиальное неприятие в современных произведениях, посвященных Симонову?
- Понимаете, дело не в том, каким человеком был мой отец и как складывалась его жизнь... Главное, что он был крупной личностью. И все у него было крупным - и достоинства, и недостатки. И многие из людей, с которыми Симонова сводила жизнь, тоже были крупными людьми. Этого не могут понять современные интерпретаторы, меряющие великих людей по себе. Помните, что писал Пушкин по аналогичному поводу? "Да, он нехорош, но не так, как вы..."
Не так давно я участвовал в одной телевизионной передаче. Ее тема: что могут и чего не должны делать дети великих людей. Завелся я от "замечательного" посыла, дескать, родственники не способны адекватно оценить великого человека по той причине, что долгое время жили рядом с ним. А большое можно углядеть лишь издалека. Поэтому только человек со стороны способен оценить реальный масштаб какой-либо фигуры. Но беда в том, что часто масштабы портретиста и портретируемого не совпадают.
- Алексей Кириллович, вы сын Константина Симонова и литературного редактора Евгении Самойловны Ласкиной. Сколько времени вы прожили с отцом?
- По сути, я с отцом никогда не жил. Он ушел из семьи моей матери, когда мне минул год. Тесно мы с ним общались только в течение полутора месяцев. Ездили в пятьдесят восьмом по среднеазиатской Голодной степи. Я только что вернулся из экспедиции, у отца был свой интерес к тамошним местам, но он посчитал, что именно в Средней Азии мне лучше всего готовиться к вступительным экзаменам в институт восточных языков. Так что даже если правы те, кто говорит о необходимости дистанции, то в наших отношениях она была. Я совершенно не боялся, что не сохраню объективности по отношению к отцу.
- В фильме вы рассказываете в числе прочего о том, как жестко Симонов проводил линию партии в советской литературе, о его участии в кампании против "безродных космополитов", письме против Солженицына в 1973 году. Но Константин Симонов - ваш отец...
- Если бы я об этом промолчал, то вызвал бы совершенно справедливые упреки. Это тот случай, когда из песни слова не выкинешь.
- Вы не умолчали и о якобы уничтоженных письмах Валентины Серовой и Константина Симонова...
- Незадолго до смерти отец попросил Машу, дочь от трудного брака с Валентиной Серовой, привезти всю его переписку с бывшей женой. "То, что было у нас с твоей матерью, - это и величайшее горе, и большое счастье. Не хочу, чтобы в этом копались чужие руки, поэтому сожгу письма", - объяснил он тогда. Маша архив привезла, но предварительно сделала дубликаты с писем.
Да, сестра не выполнила воли отца. Потому что эти письма были ее внутренней опорой. Их можно было время от времени перечитывать. Для Маши чрезвычайно важно это документальное подтверждение, как отец любил ее мать и какие были их подлинные взаимоотношения. Хотя, на мой взгляд, в стихотворениях отца об этом сказано намного лучше. Я читал эти письма. Маша отца обманула. Судить ее не могу. Но и оправдывать не хочу.
И вообще я не берусь оценивать и комментировать то, что получилось в фильме. Пусть он сам скажет за себя...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников