Не совсем лечебная голодовка

Чем оборачивается реформа системы оплаты труда медиков

Разговор президента со страной начался с вопроса фельдшера из Кузбасса: «Как же так, зарплату мне добавили, а получать я стала меньше?» Парадокс... Послушать высоких правительственных чиновников, так давно обещанное повышение зарплат медиков – уже свершившийся научный факт. Но теперь выясняется: то, что прозвучало в победных рапортах, не соответствует действительности, во многих регионах России люди в белых халатах стали получать не больше, а меньше прежнего.

Недавняя голодовка врачей в Ижевске – наглядный пример. Доктора, отчаявшиеся достучаться до верхов, выступают против непродуманной реформы системы оплаты труда, приводящей к сверхэксплуатации и ощутимому снижению зарплаты, а в конечном итоге и к деградации здравоохранения.

В начале апреля группа ижевских педиатров объявила о проведении так называемой итальянской забастовки – то есть пообещали работать строго по инструкции. Начальство на разных уровнях, понятно, отмахнулось. Тогда 18 апреля три детских врача пошли на крайнюю меру: на ступенях здания Минздрава Удмуртии объявили голодовку.

Вопрос, который протестующие поставили перед чиновниками, действительно волнует сегодня десятки тысяч врачей. И, понятно, круги от акции стали расходиться все шире. Из Москвы посыпались грозные письма, начались проверки. Как сообщила министр Вероника Скворцова, в проверенных медицинских учреждениях «нарушался порядок выплат стимулирующих надбавок, отсутствовали локальные нормативные акты о выплатах, графики работы, в табеле учета рабочего времени не отражалось совмещение профессий, работа в выходные и праздничные дни. Это привело к нарушениям в оплате труда. До 1 мая предписано произвести все выплаты».

Министр дает разъяснения, критикует ошибки на местах. Получается, победные лавры принимает Минздрав, а за провалы в здравоохранении отвечают регионы? Но если вникнуть в ситуацию глубже?

«Норматив обслуживания населения на участке увеличили до 800 человек, – рассказывает мне врач детской поликлиники №8 Ижевска Людмила Шарова, не участвовавшая в голодовке. – И теперь на каждом приеме может оказаться до 50 детей, в среднем 4–5 минут на маленького пациента. О каком же качестве работы можно говорить? По нормативу-то отводится 20 минут на больного ребенка, а не 5. И тут еще зарплату резко снизили. В прошлом году я получала со всеми надбавками где-то 17 тысяч, а в феврале мне дали 11 тысяч. Только после акций протеста наконец выплатили недостающие деньги. Спасибо за поддержку вновь создающемуся профсоюзу «Действие», а вот официальные проф­союзы беззубые, ссориться с начальством не хотят».

Между тем, по словам зампредседателя профсоюза работников здравоохранения РФ Геннадия Щербакова, зубастость здесь ни при чем, проблема носит системный характер. На федеральном уровне используется одна система оплаты труда, а в каждом субъекте еще свои правила. Базовая тарифная ставка имеет низкий удельный вес в оплате труда, зато слишком большая роль отводится надтарифной части (доплатам, компенсациям, премиям). А это то дышло, которым легко вертеть во все стороны.

Даже по официальным сведениям, в прошлом году проверки выявили более 170 тысяч нарушений, профсоюз добился выплат работникам сферы более 250 млн рублей...

В последние дни министр Скворцова подчеркивает: в нынешнем году денег на оплату труда, на стимулирующие надбавки выделено намного больше, чем в 2012-м. Возникают красочные перспективы: предусмотрен рост зарплаты медиков в поликлиниках на 45%, в стационарах – на 68%. Но вот, мол, из-за нерадивых местных чиновников «кое-кто да кое-где у нас порой» не хочет жить по предначертаниям из центра. Но это все нетипичные, отдельно стоящие случаи. У многих врачей такой «диагноз» министра вызывает возмущение. Зачем, спрашивается, все эти миллиарды, если они не доходят до врачей? Какой, к лешему, 45-процентный рост зарплаты, если она снижается и уровень жизни падает? Глава Минздрава не знает реальной ситуации или сознательно надевает розовые очки? Ведь не в отдельных учреждениях, а в целых регионах в январе-феврале 2013-го снизилась зарплата врачей по сравнению с прошлым годом. Это столь массовое явление, что можно говорить о провале реформы по оплате труда медиков.

Идея реформы была на первый взгляд правильной: зарплата должна зависеть от количества пациентов, которых принял врач, и качества его работы. Кто бы спорил? Но дьявол, известно, прячется в деталях. «Попытки повысить интенсивность труда врачей путем внедрения эффективного контракта, «сдельщины» и системы штрафных санкций обречены на провал, поскольку уже много лет сверхнагрузка на медработников находится на физическом пределе, – говорится в обращении к президенту России, правительству и Минздраву РФ, принятом на митинге в Ижевске. – Получая нищенские оклады 4600 рублей и несколько тысяч за категорию и стаж, квалифицированные специалисты вынуждены работать на две-три ставки. Развернувшиеся в Ижевске события являются первым звонком грядущего социального взрыва в среде медицинских работников России, если только власти не сделают выводы и не скорректируют направление нынешней реформы здравоохранения».

Руководители Минздрава, которые продавливали неподготовленную реформу, думается, не имеют права снимать с себя ответственность за ее провал в январе-феврале, обвиняя во всем региональные власти и «плохих» руководителей медицинских учреждений. Так не бывает, чтобы все шли не в ногу и только министр держала правильный шаг. В целом по России, как сообщает Росстат, в феврале по разделу «Врачебная деятельность» средняя зарплата не превышала 23 тысяч. Но если сравнить данные по отдельным регионам в феврале 2013-го и в январе – ноябре прошлого года, то нетрудно увидеть, что в 19 субъектах Федерации денег медики стали получать меньше. Это факт. А остальное – радужные мыльные пузыри, которые только подрывают доверие к власти.