Главная Культура 13:27 26 Апреля 2022 2991
ГЭС-2 – это звучит!

Самый необычный в мире «дом культуры» проводит музыкальные «Настройки»

Сергей Бирюков
Здание ГЭС-2 похоже одновременно на картинную галерею и на храм. Фото предоставлено пресс-службой ГЭС-2

Ну вот и музыкальный обозреватель «Труда» добрался до нового культурного объекта Москвы, ставшего сенсацией последних нескольких месяцев. Речь о самом, наверное, необычном «доме культуры» в мире – громадном комплексе ГЭС-2 в самом центре столицы, где, помимо всего прочего, в эти дни проходит цикл музыкальных событий «Настройки».

ГЭС-2 действительно можно уподобить роскошной новой вещи – роялю или, допустим, мощному компьютеру, – который требует настройки, чтобы войти в свою полную силу.

Хотя, строго говоря, «вещь» – не новая, но обновлена она радикальнейшим образом. Городская электрическая станция номер два (первой была знаменитая МОГЭС, и сейчас оживляющая город не только производимой энергией, но и яркой архитектурой) появилась в Первопрестольной в начале ХХ века и в течение нескольких десятилетий питала трамвайную сеть, а с сокращением последней – «просто» освещала и обогревала столицу. В начале XXI столетия с выведением крупной промышленности из центра города турбины станции замолчали – но осталось грандиозное здание площадью свыше 30 тысяч квадратных метров, выстроенное в неорусском стиле архитектором Василием Башкировым – автором знаменитого исторического фасада Третьяковской галереи.

Сооружение, обилием света действительно напоминающее художественную галерею, а сводами головокружительной высоты храм, выкупил благотворительный фонд V-A-C. С 2009 года здесь начали проходить художественные выставки, на одной из которых, «Расширение пространства», довелось как-то побывать и автору этой заметки. Было очень интересно познакомиться с на ней с проектами «очеловечивания» лица города – некоторые из них потом осуществились, другие незаслуженно остались в тени, но, надеюсь, еще дождутся своего часа. Однако само выставочное пространство тогда, конечно, выглядело не слишком впечатляюще, ведь рядом еще находились машины ГЭС.

То, что я увидел теперь, похоже на сказочный воздушный дворец. По замыслу итальянского архитектора Ренцо Пиано, объем здания одновременно и освобожден от загромождавших его конструкций, и насыщен галереями, промежуточными уровнями, переходами, по которым можно за несколько минуть подняться под самую крышу. И все эти уровни открыты для разнообразной деятельности – выставок, лекций, мастер-классов, детских художественных студий. Да просто для чтения книжки, взятой в одной из здешних библиотек или купленной в магазине на первом уровне. Или медитации в кресле авангардной, но очень удобной формы, расположенном на площадке с видом на храм Христа Спасителя. Так авторы концепции переосмыслили понятие «дом культуры», оставшееся вроде бы от другой эпохи, но, как и само здание, обретшее сегодня новое понимание.

Один из стартовых проектов комплекса «Настройки» – это насыщение его пространств музыкой. По мысли музыкального куратора ГЭС-2 Дмитрия Ренанского, композиторы, приглашенные к участию, словно «прислушиваются» к архитектуре и стараются уловить ее внутреннюю музыку. Тоже при этом соединяя неожиданным образом старое и новое. Например, петербуржец Владимир Раннев взял финальные аккорды 115 классических сочинений и выстроил из этих, казалось бы, похожих друг на друга, но все равно контрастных по настроению и темпераменту гармонических «блоков» собственное музыкальное повествование.

Правда, в вечер моего первого визита вслушаться во все семь инсталляций (их авторы – Эдуард Артемьев, Дмитрий Власик, Олег Гудачев, Дарья Звездина, Вангелино Курентзис) не удалось, поскольку целью было посещение концерта камерного хора Intrada под управлением Екатерины Антоненко. Эта программа – часть цикла концертов, составляющего вторую «линию» проекта «Настройки». Ту, что разворачивается в концертном зале, устроенном в дальнем правом углу комплекса. Это – отдельное произведение архитектурного и акустического искусства. Входя в амфитеатр и глядя на живописный контраст его строгих деревянных панелей и белых березовых стволов, декорирующих сцену, не сразу понимаешь, что та роща за стеклянной стеной – уже не инсталляция, а сам город, и необычно светящийся задник – не ловко подсвеченная перегородка, а настоящее закатное небо. И музыка словно прилетает к тебе оттуда, из живого воздуха и света.

К той, что звучала в этот вечер, такая ассоциация подходит особенно. В спектрально чистом, «инструментальном» интонировании хора Intrada ожили ренессансные композиции Джованни Пьерлуиджи да Палестрины, Питера Филипса, барочные пьесы Клаудио Монтеверди и Антонио Лотти. А в финале, подготовленная нарастающей остротой этих многоголосных наслоений, впервые была представлена публика Месса современного московского композитора Алексея Сысоева.

Алексей – один из самых ярких представителей поколения «сорокалетних», чье творчество охватывает и академичнейшие жанры вроде струнного квартета, и джазовые импровизации, и авангардные оперы… В Мессе (написанной на канонический пятичастный текст) проявляется способность Алексея из самого простого истока – одного-единственного звука «вытянуть» широкую, свободно дышащую музыкальную «панораму», настроением, уж не знаю почему, напомнившую мне бесконечно тянущийся горизонтальный пейзаж, которым замечательный художник Валерий Левенталь «вписал» в свое время оперу Родиона Щедрина «Мертвые души», поставленную в Большом театре великим Борисом Покровским, в бескрайнее пространство России. И в то же время произведение Сысоева – демонстративно европейское, отсылающее к традициям древнего католического многоголосия, которое – вот парадокс – удивительно перекликается, например, с греческими, или сербскими, или нашими северными фольклорными напевами. Ведь человечество в главных устремлениях духа едино, пусть и говорит на разных языках и называет Бога разными именами.

Я рассказал только об одном из событий программы «Настройки». А еще в ней – мировые премьеры специально для ГЭС-2 написанных произведений ростовчанина Антона Светличного и петербуржца-берлинца Бориса Филановского в исполнении Московского ансамбля современной музыки, концерты прославленного пианиста Алексея Любимова, самобытного автора и исполнителя песен (а также успешного оперного режиссера, чьи спектакли идут в Большом, Пермской опере и много где еще) рижанина Владислава Наставшева, оркестра Questa musica под управлением дирижера Филиппа Чижевского… Вторая жизнь ГЭС-2 как дома для сотен тысяч людей культуры только начинается.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11714
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7385
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7060
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6395
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6232
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?