ВЛАДИМИР ЦЕЛЬ ПРОФСОЮЗА НЕИЗМЕННА БАБКИН:

Создание межрегиональной профсоюзной организации Газпрома вызвало немало слухов и кривотолков, в том числе в средствах массовой информации. Поэтому мы решили обратиться за разъяснениями к председателю Совета МОП Владимиру Бабкину.

- Владимир Павлович, внесите ясность - для чего создана межрегиональная организация профсоюза?
- Идея объединения наших профорганизаций родилась не сегодня, а еще в те годы, когда шла ломка государственных структур. Раньше все отраслевые профсоюзы были четко привязаны к министерствам. Между ЦК профсоюза и министерствами нефтяной, газовой промышленности и строительства заключались тарифные соглашения. Газпром объединяет три основные категории работников - тех, кто непосредственно добывает "голубое топливо", кто его транспортирует и кто ведет разведку запасов, бурение... Согласитесь, вполне логично объединить и профсоюзные организации этих подразделений в единое целое, с единым центром. Это дает возможность профсоюзу, его профцентру активнее влиять на решение социальных проблем в трудовых коллективах, более тесно сотрудничать с администрацией Газпрома.
- Как проходило объединение?
- Летом прошлого года лидеры наших наиболее крупных профорганизаций заявили в Российском совете, что пора от слов переходить к делу. Комиссии по оргмассовой работе было поручено подготовить необходимые документы и разослать их во все первичные организации. Полученные с мест ответы окончательно развеяли все сомнения - новая структура необходима. В сентябре на заседании президиума Российского совета создали оргкомитет по подготовке учредительной конференции. В него вошли семь представителей администрации Газпрома, три работника аппарата Российского совета и 13 председателей профкомов самых крупных первичек. Руководителем оргкомитета избрали заместителя председателя отраслевого профсоюза Сергея Исаева. На учредительной конференции от каждых полутора тысяч членов профсоюза был один представитель. Конференция приняла устав, избрала совет, в который вошли по одному представителю от 30 основных подразделений Газпрома.
Я так подробно рассказываю о процедуре формирования структуры, чтобы всем было ясно - мы действовали строго в рамках существующих правил в профсоюзном движении, гласно, демократично.
- Интересно, а как к этому отнеслись в Российском совете? В принципе ведь получаются как бы две параллельные структуры.
-Работники отраслевого штаба профсоюза принимали в создании межрегиональной организации самое активное участие. А заместитель председателя Сергей Исаев, как я уже говорил, был руководителем оргкомитета по подготовке учредительной конференции. Между прочим, в нашем уставе прямо записано: "Межрегиональная организация является структурной организацией профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства РФ". Наши региональные профорганизации также входят в обкомы и райкомы профсоюза..
При создании новой структуры мы руководствовались не амбициями, не стремлением выйти из-под чьего-то руководства. Задача была иной - использовать более простой и эффективный способ защиты социальных интересов наемных работников Газпрома. Естественно, при такой структуре теснее станут контакты как с руководством отраслевого профсоюза, так и с администрацией крупнейшей газовой компании.
- Поддерживали или препятствовали созданию межрегиональной организации руководители Газпрома?
- Тут, думаю, достаточно привести один пример. Накануне учредительной конференции глава компании Рем Вяхирев и председатель российского профсоюза Лев Миронов провели совместное селекторное совещание с руководителями и профсоюзными лидерами всех производственных подразделений, после которого, считаю, ни у кого не осталось никаких сомнений. Руководство Газпрома решило все хозяйственные вопросы, стоящие перед нами.
- Судя по нормальному социальному климату в трудовых коллективах газпромовских предприятий, ваша роль руководителя МОП будет не слишком обременительной...
- Хотелось бы надеяться, что социальных проблем у работников станет все меньше, но мой двадцатилетний опыт работы в профсоюзных органах всех уровней - от председателя месткома до руководителя областного совета - показывает: должность профсоюзного лидера такова, что в ней нет границ "от сих и до сих". Тем более в наше время, когда проблем и социальных, и производственных сверх головы. И если ты чувствуешь свою ответственность перед людьми, тебя избравшими, то, уверяю вас, почивать на лаврах не придется.
Сейчас, например, остро стоит вопрос об охране труда на производстве. В свое время профорганизации устранились от этого. И зря. Защитить работника - не значит только повысить ему зарплату. Сегодня очень сложно решается задача переселения на "материк" жителей Севера, предоставления им жилья. В этой ситуации мы, профсоюзные работники, не можем стоять в стороне. А посмотрите, что стало с нашей системой санаторно-курортного лечения, организацией детского отдыха...
- В связи с этим хотелось бы услышать вашу оценку нынешнего профсоюзного движения в России. Можно ли сегодняшние профсоюзы с полным правом назвать защитниками интересов трудящихся?
- Я бы не стал оценивать действия профорганов, в которых не работал сам, да и качества лидеров этого движения. Оценка здесь может быть только одной - если людям живется плохо, определенную долю вины за это несут и профсоюзы. Отсюда вывод: рядовые члены профсоюза должны наконец преодолеть в себе пассивность, равнодушие при формировании руководящих профорганов, выборе лидеров.