КОМУ НЕФТЕРУБЛИ НУЖНЕЕ?

"Увеличение налоговой нагрузки на нефтяные компании не вызовет существенного роста цен на бензин", - заявила на днях руководитель департамента экономики предприятий Минэкономразвития РФ Елена Кулешова. И автолюбители "вздрогнули": с какой стати вдруг ответственный работник одного из главных министерств страны заговорила о повышении цен на горючее?

Причина простая: чиновники продолжают "совершенствовать" налогообложение нефтяной отрасли и уже, похоже, нашли способ повысить нефтяной оброк примерно на 2 миллиарда долларов в год. Их внимание привлекла система внутрикорпоративных цен (еще их называют трансферными ценами) на нефтяное сырье. Суть его в том, что внутри одной компании при передаче сырья из одного подразделения в другое применяются внутренние цены, которые в пять-шесть раз ниже рыночных, что дает возможность выплачивать меньше ресурсных налогов. Сегодня это один из самых популярных способов оптимизации налогообложения для нефтяников. Причем воспользоваться им могут только "компании полного цикла", которые не только добывают нефть, но и перерабатывают ее, а потом продают бензин и солярку на своих бензоколонках.
В Минэнерго подсчитали, что, если бы эти нефтяники продавали сырье своим подразделениям и "дочкам" по рыночной цене, федеральный бюджет получил бы не менее 2 млрд. долларов дополнительных налогов в год. Для этого нужен "пустячок": установить некие "справочные" цены на всех этапах движения нефти - от скважины до автомобильного бензобака - и обязать все компании строго соблюдать эти цены.
Главная проблема заключается лишь в спорах чиновников на тему: сильно или несильно вырастут при этом цены на горючее?
Министерство по налогам и сборам считает, что несильно, ибо сегодня при себестоимости нефтедобычи в 2,6 тыс. рублей за тонну и себестоимости бензина А-95 в 3 тыс. рублей за тонну его продажная цена на АЗС составляет 9,2 тыс. рублей за тонну. То есть "жирок" имеется немалый, можно и немного подрастрясти. А сильно подорожавший бензин просто не найдет покупателей. У нас и без того цены на горючее ненамного отстают от аналогичных цен в США, где литр бензина стоит 40 центов (12 рублей на наши деньги).
Но, во-первых, наша, отечественная практика показывает, что в России любое увеличение налоговой нагрузки на нефтегазовый комплекс так или иначе оборачивается дополнительным ростом цен на потребительском рынке, что наверняка произойдет и в данном случае. Тем более что, по данным Российского топливного союза, в структуре розничных цен моторного топлива налоги и без того составляют 57,5 процента (в США аналогичный показатель - 35 процентов). Следовательно, "жирка" у нефтяников не так много, как думают чиновники. В РТС уже подсчитали, что планируемое увеличение нефтяного оброка за счет отмены внутрикорпоративных цен приведет в конечном итоге к росту розничных цен на горючее примерно на 15-20 процентов (бензин А-92 будет продаваться по 10-12 рублей за литр).
Во-вторых - и это главное! - сам вопрос нужно ставить совершенно иначе: кому сегодня нужнее те самые 2 миллиарда долларов, на которые позарились чиновники? Кто использует их с наибольшей пользой для отечественной экономики?
Вопрос не праздный. Ибо российские "нефтебароны" за прошедшие десять лет реформ многому научились и серьезно изменились. Сегодня крупные нефтяные компании начали наконец вкладывать свои капиталы в отечественную экономику: сначала в смежные отрасли, а потом и в любые иные, наиболее перспективные: автомобилестроение, судостроение, электронику и т. д. Именно их стараниями меняется ситуация на инвестиционном рынке страны - ведь крупных западных инвесторов Россия так и не дождалась. Эту тенденцию надо бы поддержать, укрепить и развить. Но...
Увы, наше государство продолжает считать, что имеет полное право на каждый рубль, появившийся в карманах у его граждан. Хотя не может (и никогда не могло!) похвастаться не только блестящими, а хотя бы приличными результатами чиновничьего хозяйствования.