08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ - ДЕЛО РУК НЕ ТОЛЬКО ИХ САМИХ

На днях я участвовала в выездном заседании Совета переселенческих объединений при председателе Государственной Думы РФ, которое состоялось в Брянской области. Знакомство "на месте" с опытом и перспективами организованного переселения наших соотечественников из стран СНГ и Балтии в российские области еще раз убедило не только в сложности этой проблемы, но и в том, что ее разрешение зависит от политической воли и правильности используемых путей и методов.

Тревога по поводу этой кричащей проблемы в средствах массовой информации звучит постоянно и давно. За последние 10 лет в Россию въехало от 4 до 6 млн. человек из ближнего зарубежья. Это - наши соотечественники, которых одним росчерком пера в декабре 1991 года превратили в иностранцев в собственной стране, а точнее, лишили их и страны. Дай Бог, чтобы наше государство помогло хотя бы десятой части из них нормально обустроиться. Остальные обживаются сами - кто с помощью родственников, кто собственным горбом. Наиболее дальновидные не стали ждать "милостей от природы", организовались в "стройотряды" и как погорельцы сообща стали воссоздавать домашние очаги на новом месте. Но разве это дело, когда вместо того чтобы включиться в нормальную экономическую и политическую жизнь, они вынуждены организовываться для того, чтобы защищать свои права уже не на чужбине, а на своей исконной родине?
Нельзя сказать, что Российское государство совсем устранилось от заботы о своих соотечественниках. Просто, как всегда, у него не до всего доходят руки. А практика показывает, что именно организованное переселение проходит менее болезненно и с большими шансами на успех. Эти шансы нужны не только уже переселившимся в Россию, но и тем, кто только задумывается об этом. Ущемление гражданских и политических прав наших соотечественников в ближнем зарубежье, сужение сферы употребления русского языка, вытеснение нетитульного населения из сфер управленческого и интеллектуального труда и предпринимательской деятельности, - увы, не домыслы недоброжелателей. Более того, эти явления принимают другие, более скрытые и изощренные формы. В подобных условиях многие наши соотечественники не видят для себя и своих детей никаких перспектив.
На ближайшие 10 лет потенциал новой волны иммиграции оценивается в 5-10 млн. человек. С одной стороны - это еще одна головная боль для российского правительства и тех исполнительных органов, которые должны будут заниматься обустройством. С другой, и это тоже очень многие хорошо понимают, - возвращение соотечественников на Родину при всей драматичности происходящего все-таки еще и благо для России.
Достаточно обратиться к статистике относительно демографических процессов последнего десятилетия. У населения европейской части России в эти годы "естественный прирост" был отрицательным. Их демографический потенциал не пополняется. Мы ежегодно теряем около миллиона человек. Это особенно тревожно на фоне роста численности населения в мире. Значит, доля России в нем будет резко падать. Из-за неизбежного обострения в новом веке проблемы минеральных, водных и земельных ресурсов Россия с ее легкоуязвимой огромной территорией и относительно небольшим населением, особенно в восточных регионах, становится "лакомым куском" для многих соседей. Недавно, выступая на "круглом столе" по проблемам миграционной политики в современной России, министр по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ А. Блохин привел такие цифры: "Если от Урала до Дальнего Востока в Российской Федерации проживают порядка 20 миллионов человек, то только в приграничье вдоль российско-китайской границы с китайской стороны проживают 120 миллионов человек".
Идея улучшения демографической ситуации в России за счет организованной репатриации наших соотечественников из ближнего зарубежья заслуживает, на мой взгляд, внимания руководителей российского государства.
Нельзя не приветствовать стремление Минфедерации создать систему управления миграционными процессами, поднять роль и значение миграционной политики в решении демографической проблемы, в обеспечении страны трудовыми ресурсами и обеспечении социальных гарантий мигрантам.
Внимательно "проштудировав" подготовленные министерством проекты Концепции и Федеральной миграционной программы на 2002 - 2004 годы, должна сказать, что в принципе основные приоритеты и направления определены правильно. Эти документы могли бы послужить моделью для многих стран мира, так как не мы одни сталкиваемся с такими проблемами. Но как раз для нашей страны они и не подходят.
Что бы нам ни говорили о снижении или даже исчерпании притока населения в Россию за счет соотечественников из ближнего зарубежья, - это не так. Более того, именно на эту категорию переселенцев следует рассчитывать прежде всего.
К сожалению, об этом в проекте Концепции говорится вскользь. В одном из разделов, например, зафиксирована необходимость разработки системы мер по содействию натурализации и адаптации иммигрантов, интеграции их в российское общество, в приоритетном порядке - граждан государств - участников СНГ. Но возникает вопрос: о каких гражданах государств - участников СНГ идет речь? О всех гражданах? Или, может быть, речь должна идти в первую очередь о наших соотечественниках в этих странах, которые, однажды переселившись в Россию и обустроившись по-человечески, добровольные взносы в бюджеты других государств вносить уже не будут?
Да и обойдутся соотечественники нам, если уж речь зашла о деньгах, значительно дешевле. Что, соотечественников необходимо будет обучать языку, обычаям, российской культуре, правилам поведения в обществе?
Вызывает недоумение недифференцированное отношение к соотечественникам ближнего и дальнего зарубежья. Нельзя же их нивелировать хотя бы потому, что в ближнем зарубежье они действительно нуждаются в различных формах поддержки, в том числе и финансовой помощи, чего нельзя сказать о соотечественниках дальнего зарубежья.
Ведь проблема российских соотечественников за рубежом возникла в связи с распадом СССР, а не в связи с проживанием в Америке, Канаде или в других странах Запада российских и советских эмигрантов. По отношению к соотечественникам ближнего зарубежья Россия несет не только моральную, но и материальную ответственность.
Раньше я, как и другие депутаты, неоднократно заявляла в СМИ о своей твердой позиции по этим вопросам и очень надеялась, что авторы Концепции учтут в своей работе пожелания депутатов. Мы предлагали срочно разработать целевую программу поддержки репатриации и, если нужно, закон "О репатриантах".
Мы призывали разработчиков концепции определиться с теми регионами страны, для которых приток мигрантов, в силу особой остроты демографической проблемы, наиболее целесообразен. Ведь богатства многих районов Сибири и Дальнего Востока не осваиваются именно из-за нехватки рабочих рук. Да и во многих регионах Центральной России ситуация не лучше. Парадокс: в России трудятся около 5 млн. иностранных граждан, а наши соотечественники из ближнего зарубежья на своей родине устроиться на работу не могут.
Они доказывают желание и способность трудиться в самых различных отраслях. Примеров - тысяча. Единственное, чего они не хотят, - быть людьми второго сорта. Почему бы в государственных документах не зафиксировать положительный опыт организованного переселения наших соотечественников в российские регионы, а также форму общинного обустройства переселенцев, которая особенно важна в приграничных регионах?
Мы отлично понимаем, что правительство не может профинансировать эту программу в нужном объеме, а ждать помощи из-за рубежа не приходится. Значит, необходимые средства следует искать в другом месте - у патриотически настроенных предпринимателей. Однако существующие юридические нормы никак не поощряют благотворительность. А ведь для привлечения крупных инвестиций, способных впоследствии принести выгоду и инвестору, и обществу, и государству, от федеральной власти требуется прежде всего предоставление налоговых льгот и гарантий, а также обеспечение правовой защиты от произвола местного начальства.
Мы предлагали разработать отраслевые и региональные инвестиционные программы, рассчитанные на трудоустройство репатриантов. Их труд способен внести значительный вклад в подъем сельского хозяйства и разработки новых перспективных месторождений металлических руд и углеводного сырья в отдаленных и малонаселенных районах страны. В этом случае отечественный бизнес, безусловно, поможет.
Депутатами предлагалось конкретное решение - создание государственно-общественного фонда, способного осуществлять финансирование переселенческой политики. Это могло бы стать настоящей благотворительностью.
В министерских документах, которые в ближайшие дни будут рассмотрены на заседании Госсовета, эти идеи не нашли отражения. А жаль. Мы в очередной раз упускаем реальную возможность цивилизованно решить одну из острых наших проблем. Остается надеяться, что члены Госсовета окажутся мудрее разработчиков и учтут предложения Совета переселенческих объединений.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников