ЧЕЧЕНСКИЙ ВЫБОР

О ее перспективах и особенностях "Труду" рассказывает заместитель руководителя фракции "Единая Россия" в Государственной Думе Франц КЛИНЦЕВИЧ, депутат от Чеченской республики.

- Франц Адамович, дата выборов президента Чечни определена - 29 августа. Не могут ли их сорвать экстремисты? В какой мере ситуация в республике после гибели Ахмата Кадырова подконтрольна федеральному центру?
- На мой взгляд, федеральный центр сегодня полностью владеет обстановкой в Чечне. Можно говорить о молодости и даже некоторой неопытности чеченской власти, но никаких признаков дестабилизации или каких-то других деструктивных процессов, о чем сообщают некоторые СМИ, нет. В Чечне полноценно действуют все органы управления, жизнь идет своим чередом. И если говорить о выборах, то я не сомневаюсь: они пройдут при высокой активности избирателей. Жители Чеченской республики уже имеют серьезный избирательный опыт и знают: если не голосовать лично, то их голос может быть использован кем-то другим в свою пользу. Они осознали значимость выборов и понимают: с бюллетенем на избирательном участке можно решить больше проблем, чем с автоматом в горах. Особенно сегодня, когда все эти масхадовцы и басаевцы превратились в банальных бандитов, терроризирующих свой же народ.
- Политологи и журналисты в своих комментариях прогнозируют жесткую конкуренцию в предстоящей избирательной кампании. Разделяете ли вы такую точку зрения?
- Борьба за президентский пост - это прежде всего политическая борьба, которую ведут партии и общественные объединения. Чечня сегодня довольно политизирована, и выборы в ней превращаются в серьезную политическую конкуренцию, которая пройдет, полагаю, открыто, состязательно, и, конечно же, будет напряженной. Думаю, на начальном этапе предвыборного марафона мы увидим большое количество кандидатов в чеченские президенты. По мере того как прояснится, кто за кем стоит, какие политические силы поддерживают того или иного претендента - а в Чечне это особенно заметно, - многие сойдут с дистанции где-то в середине избирательной кампании. Но в любом случае реально бороться за пост президента Чеченской республики будут, видимо, шесть-семь человек.
- Говорят, кого Кремль поддержит, за того и проголосуют...
- Во-первых, не Кремль, а лично президент. Он имеет высокий авторитет в Чечне, и его поддержка может быть определяющей, как это произошло на предыдущих выборах, когда победил Ахмат-Хаджи Кадыров. Во-вторых, я бы не стал успех того или иного кандидата связывать напрямую с Кремлем. У Москвы, если говорить объективно, сегодня есть один реальный рычаг своего политического влияния в Чечне - это региональное отделение "Единой России". И, будем откровенны, мы поддержим на выборах того человека, которого нам порекомендует генеральный совет партии. А имя такого кандидата, вне всякого сомнения, будет согласовано с главой государства.
- У "Единой России" уже определен круг лиц, которые рассматриваются?
- Я бы не хотел называть сейчас кого-то конкретно. Естественно, ведутся консультации на всех уровнях, тщательно анализируется информация. Как только определимся по некоторым программным моментам, которые должен будет проводить в республике наш кандидат, - определимся и с его именем, "Труд" первым узнает об этом.
- И все же, есть ли некие общие критерии, условия, которым должен соответствовать, по мнению "Единой России", будущий президент Чечни?
- Самое главное - это должен быть честный человек, который не замешан в каких-либо коррупционных делах, не причастен к различным чеченским интригам, силовым переворотам и прочим такого рода событиям. Предпочтительнее чеченец, который по своему профессиональному опыту не был бы военным,- люди в погонах вызывают сегодня раздражение у чеченцев на подсознательном уровне. Желательно, чтобы он жил и работал в Чечне, там же проживала и его семья. В то же время это должен быть самодостаточный человек, с такими связями в Москве, которые позволят ему лоббировать интересы республики. Чечню сегодня должен возглавить человек, которому люди будут доверять.
- Чечня, как привычно говорят, стала "черной дырой" российской экономики. Даже если такого идеального человека и удастся найти, то не вынудит ли окружение и его играть по своим правилам?
- Как только начнем наказывать по всей строгости закона тех, кто причастен к разворовыванию бюджетных средств, начнем сажать их и будем широко об этом сообщать, то все "черные дыры" очень быстро будут закупорены...
- Ахмат-Хаджи Кадыров открыто заявлял, что половина средств, предназначенных на восстановление республики, разворовывалась в Москве.
- Наказание должно быть неотвратимым для всех казнокрадов, невзирая на должности, национальность и место жительства. Изменить ситуацию в Чечне по-другому невозможно. И если мы не пойдем на это, то все планы социально-экономического развития республики так и останутся намерениями, а люди окончательно перестанут верить кому-либо. Во избежание этого создана правительственная комиссия, которая вплотную занимается решением конкретных социально-экономических задач по восстановлению республики.
- Вы непосредственно участвовали в организации референдума, в проведении, можно сказать, всех выборов, состоявшихся в Чечне за последнее время. Что, на ваш взгляд, следует предусмотреть при организации предстоящих президентских выборов?
- Надо уже сегодня озаботиться тем, чтобы не произошла их неуправляемая коммерциализация, и поставить серьезные преграды самой возможности подключить к выборам финансовые средства из различных сфер народного хозяйства. А то иные политики не знают меры, привлекая деньги на ведение предвыборной кампании. Избирать нового президента Чечни необходимо при широкой поддержке чеченского народа, но сами выборы не должны напрягать экономику республики и отрицательно сказываться на жизни простых людей.
Подготовил