КИПР: ИСТОРИЯ РЕФЕРЕНДУМОМ НЕ КОНЧАЕТСЯ

В начале апреля генеральный секретарь ООН представил пятый, как тогда казалось, "окончательный" вариант плана кипрского урегулирования. Этот документ был призван обеспечить создание на острове двухобщинного и двухзонального государства.24 апреля в греческой и турецкой общинах Кипра состоялись раздельные референдумы. Значительное большинство греков-киприотов - более 75 процентов - высказалось против предложенного плана Аннана, в то время как 65 процентов населения турко-кипрской общины поддержало его.

Прими мы план Аннана, получилось бы, как в известной греческой поговорке: турки поджарили бы нас на нашем же собственном масле. Другими словами, Кипрское государство прекратило бы свое существование в течение 24 часов. Фактически, считаю, произошло бы признание де-факто существующей оккупации северной части Кипра путем отмены всех предыдущих резолюций Совета Безопасности ООН по Кипру. И тому есть много доказательств.
На севере острова сегодня проживает 70 тысяч граждан кипрского происхождения. Они, как и их потомки, родились на Кипре, являются гражданами Республики Кипр и живут в той части острова, которая временно оккупирована иностранными войсками. Понятно, что любой другой человек, прибывший туда в период оккупации (значит, незаконно), не может называться киприотом. План Аннана предусматривал проведение референдума именно среди жителей Республики Кипр. При этом в документе никакие незаконные переселенцы не учитывались. На деле же все обернулось против исконных интересов киприотов.
Я сам беженец из оккупированного турецкими войсками города Фамагусты. Мои дети, у которых к тому же кипрский паспорт, живущие за пределами родины, не имели права участвовать в референдуме. (По законам Кипра, чтобы принять участие в выборах или голосовании на референдуме, надо постоянно жить на Кипре, иметь там постоянную работу.) Турецкие же колонисты - сегодня их в непризнанной "Турецкой республике Северного Кипра" насчитывается уже более 120 тысяч - такое право получили.
Многие переселенцы не заинтересованы в объединении на условиях возвращения собственности хозяевам - грекам-киприотам. В Фамагусте у моей семьи был собственный дом, а сейчас там хозяйничает переселенец из Турции. Представьте, мои братья недавно побывали в родных местах. В наш дом их просто не впустили...
По плану Анана, Турция получала право сохранить свой военный контингент на острове. Конечно, в будущем нам обещали, что численность его сократится, но фактически получалось так, что присутствие оккупационных войск с разрешения ООН (!) закреплялось бы на постоянной основе. Более того, турецкие войска получали бы право вмешиваться в дела как своего кантона, так и той части, где сейчас проживают греки-киприоты. На практике это означало только одно: Республика Кипр теряла свой суверенитет и независимость.
В плане Аннана существовали пункты, которые предусматривали узаконивание около 70 договоров, заключенных никем не признанным правительством "Турецкой республики Северного Кипра" с Турцией. Некоторые из них давали Турции право, например, заводить свои военные корабли в любую из гаваней Кипра, производить передвижение турецких войск по всему острову и выполнять полеты турецких ВВС над всей территорией Кипра.
Ни один вопрос не мог бы быть решен в объединенном правительстве без согласия турецкой стороны. По плану Аннана, в нем все решали бы 6 голосами, из которых 4 голоса принадлежат грекам-киприотам, 2 голоса - туркам-киприотам. В соответствии с разработанной процедурой, если бы 4 грека-киприота приняли какое-то решение, а 2 турка-киприота выступили "против", то оно блокировалось.
Все госструктуры объединенного Кипра, по плану Аннана, на 95 процентов финансировались бы греческой стороной, которая бы платила налоги, взносы в фонд будущего объединенного государства. Предполагалось ограничение прав на собственность греческих киприотов в северной части острова до тех пор, пока уровень жизни двух соседних стран не сравняется. Естественно, греки-киприоты сказали на референдуме "нет".
Но история одним референдумом не кончается. Греки-киприоты будут до конца настаивать на выполнении соответствующих резолюций ООН, согласно которым на острове должно быть создано единое суверенное государство. Мы хотим объединиться с турками-киприотами, но на справедливых демократических началах.