ВЛАСТЬ - ЭТО ЛУЧШИЙ ДОПИНГ

Снова поговаривают, что вождь кубинской революции Фидель Кастро, прикованный почти год к больничной койке, идет на поправку. В августе ему стукнет 81 год. То ли из-за уникального френча, поддерживающего постоянную температуру тела вождя, то ли спасибо силе воли (ради здоровья он уже давно отказался даже от излюбленных сигар), но жизнестойкость у "команданте" поразительная. Кубинские врачи даже считают, что биологически его организм рассчитан на жизнь длиною 140 лет...

Замечено, что большинство политиков, вкусивших плоды верховной власти, отличается особым запасом прочности. Даже если их одолевают недуги, как прикованного к инвалидной коляске президента США Франклина Делано Рузвельта. Хрестоматийный пример - два американских президента Джеральд Форд и Рональд Рейган, которые благополучно дожили до 93 лет. Возраст бывшего хозяина Елисейского дворца, француза Валери Жискар д'Эстена, перевалил за 81. Бодрячками смотрятся и японские экс-премьеры. А Сиримаво Бандаранаике, трижды находившаяся на посту премьер-министра Шри-Ланки (первый раз - когда страна звалась Цейлоном), числит свои 90 с хвостиком бальзаковским возрастом.
Среди отечественных политиков из числа долгожителей выделяется сталинский нарком Вячеслав Молотов, не дотянувший всего четырех лет до своего столетия. Шансы повторить его рекорд есть у двух сверстников: Леониду Кравчуку и Станиславу Шушкевичу, подписавшим Беловежское соглашение как приговор СССР, - по 72 года. А первому и последнему президенту Советского Союза Михаилу Горбачеву - 76 лет.
Психологи объясняют долголетие политиков бесхитростно: организму для саморазвития и пребывания в рабочем состоянии, особенно мозгам, требуется постоянная нагрузка, в том числе и стресс. А ничто так не стрессует, как политическая борьба или руководство людьми. Это заставляет тех, кто отдался профессии лидера, постоянно держать себя в тонусе. Можно сказать, что власть, ее ритм, вкус и запах - лучший допинг. И если только не перебрать отпущенную природой дозу, то пребывание у власти или даже при власти мобилизует внутренние ресурсы, подпитывает самооценку и ощущение "нужности" и тем продлевает жизнь.