Россияне запутались в кризисе

Впервые с начала кризиса россияне стали проявлять больше оптимизма. Доля тех, кто с уверенностью или хотя бы с надеждой смотрит в будущее, составила 55%. Число пессимистов достигло пика в марте, а в апреле замерло на той же отметке. При этом россияне экономят на еде, собираются в будущем еще ужаться, но все равно тратят больше, чем им хотелось бы.

Данные опросов, регулярно проводимых международной социологической компанией Synovate, убедительно доказывают, что страна увидела свет в конце тоннеля. Падение числа позитивно настроенных россиян (в августе таких было 67%) последовательно прошло точки от 58% (ноябрь 2008-го) до 51% (март 2009-го) и наконец прекратилось.

Число пессимистично настроенных сограждан последние пару месяцев застряло на уровне 42% - лагерь оптимистов пополнился за счет тех, кто ранее не мог выбрать вариант ответа (таковых теперь осталось всего 3%).

Правда, вновь обретаемая вера в светлое завтра идет вразрез с тем фактом, что россияне последовательно продолжают урезать свои расходы. С января доля семей, вынужденных перейти на режим экономии, увеличилась на 16% - с 49 до 65% соответственно.

Возрождающийся оптимизм не мешает нам голосовать рублем за здоровый реализм. Тезис "Не планирую менять привычный ассортимент товаров" по мере развития кризиса встречает у нас все меньше понимания. Всего за полгода (с ноября по апрель) с 57 до 46% уменьшилось число тех, кто готов и дальше баловать себя привычными сортами винно-водочной продукции. Аналогичная ситуация с сигаретами (47 и 36% соответственно). Увы, но вслед за хозяевами страдают и братья наши меньшие, которым не сладко пришлось едва ли не с самых первых дней кризиса. В конце прошлого года так же вкусно кормить своих питомцев собирались 44% россиян. А сегодня число не экономящих на животных сползло к отметке 36%.

С привычной косметикой респонденты расстаются куда как неохотнее. В ноябре пересматривать эту статью в семейном бюджете не собирались 64%, а в апреле таких осталось 58%.

Но даже вынужденный отказ от привычного набора в тележке супермаркета не способен сломать еще одну тенденцию, судя по которой кризис многих начинает утомлять. Если в ноябре 40% жителей называли экономику "крайне скучной", то теперь таковых стало на 6% больше.

Одни постепенно отходят от шока, а другие со все возрастающей скоростью сметают с прилавков товары впрок, опасаясь скорой инфляции. Если в ноябре к формированию неприкосновенного запаса приступил лишь каждый десятый россиянин, то теперь таковых уже 17%.

При этом по-прежнему высок процент тех, кого даже кризис не в силах отучить сорить деньгами. 38% сограждан (против 30% в ноябре) умом понимают, что экономическая ситуация далека от идеальной и надо бы проявить прижимистость, но продолжают при первой же возможности доставать бумажники. Это значит, что люди устали экономить или же кризис их затронул не в той степени, в какой они ожидали. В первом случае это способ психологической разгрузки. Во втором - страх перед тем, что отложенные деньги сгорят, поэтому люди, напротив, вынимают сбережения из кубышек и вкладывают их в товары.

Но если с приучением себя, любимого, к финансовой дисциплине ситуация обстоит не очень благополучно, то к тратам спутника жизни мы теперь относимся более внимательно. В ноябре обеспокоенность тем, как расходует семейный бюджет вторая половина, проявляли 15% респондентов, а в апреле - уже 21%. Видимо, сказывается извечная тяга россиян сваливать вину за пошатнувшееся благосостояние на чужие плечи.

Комментарии

Валерий Федоров, директор ВЦИОМа

- Я думаю, уровень покупательского спроса будет продолжать падать. Когда во всем мире бушевал кризис, всем казалось, что Россия - это тихая гавань. Народ потреблял и ни в чем себе не отказывал, игнорируя тревожные тенденции. Только в январе люди поняли, что происходит, и стали усиленно экономить. Темпы падения покупательского спроса - это вопрос скорее к экономистам. Все зависит от финансового кризиса. Люди реагировали на кризис с опозданием в несколько месяцев - так же, как, я полагаю, с опозданием отреагируют и на улучшение экономики. Даже если будет идти положительная тенденция, люди первые два месяца все равно будут осторожны в своих покупках.

Наталья Бондаренко, сотрудник отдела изучения доходов и потребления Левада-Центра

- Очень многое зависит от экономической ситуации в стране. Сфера кредитования значительно сократилась, и восстановить ее практически невозможно. Это очень сильно сказалось на покупательском спросе. А вот повседневные покупки зависят от доходов людей. Сокращаются заработки. У тех людей, которые имеют стабильный доход, сохранится и покупательская способность - они покупали и будут покупать. А те люди, у которых заработок сократился, уже не смогут делать даже привычные покупки. Я считаю, что падение продолжится. Сейчас возможностей для расширения спроса фактически нет.

Андрей Федотов, генеральный директор компании "Ромир Панель"

- Все дело в том, что период с апреля по конец лета обычно благоприятен для российской экономики в целом. Сезонно дешевеет потребительская корзина, сокращается предложение, немного растет спрос на рынке труда, так как многие уходят в отпуск.

Осенью эти сезонные факторы перестанут действовать, параллельно с этим начнут расти финансовые проблемы предприятий. Все это будет негативно влиять на уровень доходов россиян. И если цены на нефть не вырастут, вполне возможно, что нас ждет новое сокращение доходов и потребления, которое, впрочем, не будет таким сильным, как то, что мы все пережили осенью и зимой.

Елена Башкирова, директор независимой социологической службы "Башкирова и партнеры"

- Вполне возможно, что это еще не дно. Ожидается ухудшение в сентябре на 10 пунктов. Лично я считаю, что уровень покупательского спроса еще может падать. Другой вопрос, как он будет падать? Вполне возможно, что упадет обвально. Вся экономика очень сильно зависит от цены на нефть, зависит от США. Если у них будет негативная тенденция, то это обязательно отразится и на России, в том числе и на том, будут ли люди делать покупки. На самом деле сейчас очень сложно сказать, будет ли падать уровень покупательского спроса. Очень этого не хочется, конечно, но это вполне возможно.

Экономить - это модно

Россияне привыкают к новому стилю жизни. Лишать себя радостей становится модным. Тема "в чем я себе отказал" - главная на кухне и на работе. "Труд" заглянул в тележки посетителей столичного супермаркета и выяснил, как изменились покупки из-за кризиса.

Программист Сергей Савичев вместо постоянной работы перебивается халтурой и вынужден планировать бюджет. Он рассчитывает, сколько в день может потратить, и если перебрал сегодня, то "ужмется" завтра. Говорит, что научился жить на 300 рублей в сутки. "Сегодня купил на 130 рублей морского языка, яиц, гречки, кетчупа, чая и крекеров", - показывает он свою тележку. Ему пришлось расстаться с девушкой, потому что свидания в эту сумму никак не вписываются. Сергей подумывает бросить курить.

Алексей Свиридов теперь безработный. Раньше он руководил подразделением в крупном издательском доме. Несмотря на приличные отступные, выплаченные работодателем, у него появилась новая привычка. "Приучаю себя рассматривать ценники в магазинах. Оказывается, раньше я покупал куриное филе рублей на 60 дороже только потому, что ленился заглядывать в магазин с неудобной парковкой", - комментирует он свои покупки.

Тележка банковского служащего Виктора Павлова пуста. "Меня лично кризис не коснулся, но я жуткий пессимист. Поэтому заранее перешел на режим жесткой экономии, - поясняет он. - Я в этом магазине впервые, надо выяснить, что тут дешевле".

Предприниматель Виктория Плагеева с удовольствием показывает "Труду" свои покупки: дорогие вино и сыр, упаковки с готовыми салатами, диетический немецкий хлеб. "Все мои друзья и знакомые наперебой хвастаются, что лишают себя тех или иных радостей. Хотя я точно знаю, что необходимости в этом у них нет, - рассказывает она. - А у меня собственный бизнес, связанный с продуктами питания, и дела идут в гору, так что ограничивать себя нет нужды".

Самые дорогие покупки оказались в тележке молодой мамы Вероники Толстовой. "Все вокруг только о кризисе и говорят. Поэтому мы с мужем решили отложить ремонт и покупаем только действительно необходимые вещи, - щебечет она. - Но на еде не экономим". В ее тележке - устрицы, и отказываться от них она не собирается.

Домохозяйка Алина Хазова нагрузила полную тележ-ку - овощи, крупы, свежее мясо. "Тот же набор продуктов стал дороже, - отмечает женщина, - но все равно покупаем то же самое, все-таки питание должно быть полноценным. Экономить предпочту на одежде или хозяйственно-бытовых мелочах".

А для охранника этого же магазина Алексея Сметанина, военного пенсионера, экономить не впервой. "Жить мы привыкли скромно, по средствам. Жена работает, а я подрабатываю здесь по выходным, так что не думаю, что кризис на нас как-то особенно отразится. Дальше фронта, как говорится, не пошлют", - оптимистично заявил Алексей "Труду".

В массовом сознании катастрофы еще нет

Слово "кризис" у россиян ассоциируется с "нечего есть", как было в 1998 году. Сейчас даже у безработных есть накопления, на которые они могут продержаться. А работающие могут пожаловаться на рост цен и снижение зарплат, но никак не на нищету. "То есть в массовом сознании катастрофы еще нет, - пояснила "Труду" психолог медицинского центра "Практика" Ирина Забалуева. - Именно поэтому общественный оптимизм растет: "Меня пугали-пугали, рассказывали, что кризис уже наступил, а я все еще могу купить мясо и водку". Значит, все не так плохо.

При этом россияне дез-ориентированы. Большинство экономически безграмотны и не могут решить, как правильно себя вести как потребителю: тратить деньги, так как инфляция, или сберегать, так как еще не конец, нести деньги в банк или забирать оттуда, покупать валюту или продавать. И люди часто делают выбор в пользу "здесь и сейчас", так как будущее туманно.