Занимательная математика

Закончен процесс укрупнения столичных школ. Что дальше? Не пора ли осмотреться, куда пришли, и понять, в каком направлении двигаться дальше?

Реформы в столичном образовании последнего времени начались столь круто, что наделали много шума. Но сейчас процесс укрупнения школ закончен. Что дальше? Не пора ли осмотреться, куда пришли, и понять, в каком направлении двигаться дальше?

Рапорт без цифр

Недавно в Москве прошёл съёзд учителей. По словам его организаторов – активистов независимого профсоюза «Учитель», столичным учителям сегодня «надо сформулировать свою позицию не только из общегуманитарных соображений, но и профессионально». То есть не просто протестовать против тех или иных инициатив чиновников, а нарисовать свою «картину мира» в образовании, а также обозначить ориентиры, к которым нужно стремиться.

Осознание этого «надо» пришло, по всей видимости, вслед за реакцией Департамента образования на протесты. Его представители, конечно, отрицают связь между рапортом своего руководителя мэру Москвы о том, что слияние московских школ завершено, и учительскими протестными акциями. Но её трудно не увидеть: учителя бунтовали почти до самого Нового года, а рапорт прозвучал уже 2 февраля, когда все вошли в нормальный рабочий режим после каникул.

Можно, конечно, считать такую реакцию Исаака Калины проявлением инстинкта самосохранения, а можно – трезвым решением о том, что пора остановиться и осмотреться: что в итоге насливали?

В цифрах всё просто: из 4 тысяч мелких образовательных учреждений создано 696 крупных многоуровневых. Как говорит Калина, это позволило оптимизировать их бухгалтерию, сформировать сильные управленческие звенья. Однако цифры эти сами по себе ни о чём не говорят, поскольку с марта 2011 г., когда вышло постановление столичного правительства № 86-ПП «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве», никто так и не показал рубежи, к которым следовало прийти. Усердные попытки департамента представить участие школ в этом «пилотном проекте» как их самостоятельную инициативу, а процесс слияний-объединений, таким образом, как бесконтрольный не могут стать оправданием отсутствия таких рубежей.

696 комплексов – это и есть та цифра, к которой стремился департамент, если на ней поставлена точка? И почему она такова, каким образом просчитана её оптимальность? Занимательной математикой назвал объединение двух школ, двух детских садов и прогимназии в Тушино участник одного из родительских интернет-форумов. В целом по городу математика не менее занимательна, поскольку все действия производились без формул.

Быть может, рубежи намечались не простым сложением школ в комплексы, а более сложными действиями и выражались в рублях (к примеру, насколько сократятся затраты города на содержание школ) или неком коэффициенте, характеризующим эффективность потраченного бюджетного рубля? Если так – замечательно. Только неплохо было бы их увидеть. Но когда все молчат, то логичен вопрос: а может, и не было никаких ориентиров? Просто запрягали на скаку – и будь что будет?

В любом случае самое время погрузиться в аналитику: оценить работоспособность огромных комплексов, преимущества и недостатки более скромных заведений, ещё раз взглянуть на рейтинги - отражают ли они объективную картину? Проанализировать и систему назначения директоров – отсекает ли она некомпетентных кандидатов?

Кто у штурвалов?

Не мешает и повнимательнее присмотреться к директорам, уже назначенным. Ведь должность руководителя огромного комплекса теперь привлекательнее, чем в недалёком прошлом должность главы районо, поскольку позволяет подчас контролировать значительно большие финансовые потоки. А значит, рваться к штурвалу будут не только люди, искренне болеющие за судьбы учеников и будущее образования, но и те, у кого интересы иные.

Наверное, скандалы, которые сопровождали объединения, о чём-то да говорят. Возникали они по разным поводам. Так, родители учеников прогимназии № 1651, запротестовавшие уже после её объединения со школами №№ 106 и 680, говорили, что их просто обманули, когда склоняли не противиться объединению. А с учителями школы 523, недовольными объединением с образовательным центром № 1649, новый директор, обвиняемая в авторитарности, даже не церемонилась, наглядно демонстрируя объективность обвинений. Их уличали в несвоевременном заполнении бумаг и неправильной расстановке столов в кабинете, у них досматривали сумки и даже запрещали на переменах ходить между этажами. Последовавшее за таким жёстким давлением массовое увольнение педагогов (частично «по собственному желанию», но насколько оно собственное в данной ситуации – понятно) никого из чиновников не смутило.

Вхождение 525-й школы в 627-ю и необходимое в связи с этим увольнение директора поглощённого образовательного учреждения вообще оказалось окутанным леденящей душу историей с педофилом: сбежал, прихватив с собой трёх учеников. А был ли мальчик? Да разве это так важно, когда дело сделано – контроль перешёл к тому, кто к нему целенаправленно шёл? И далее уже – дело техники: прекращение набора первоклассников с последующим объявлением 525-й малокомплектной школой и поглощение её ещё до официального старта «пилотного проекта» слияний. И уже никто не услышал возмущений родителей ни о том, что добираться до 627-й детям нужно через дороги и трамвайные пути, ни о пренебрежении традициями школы имени Роллана Быкова, ни о ликвидации кружков и «живого уголка», ни о невозможности пообщаться с новым директором.

Третья сила

Впрочем, долгое время в бушующих волнах реформы столичного образования мы видели только два корабля с нацеленными друг на друга пушками: департамент и «протестантов». Директора, которые быстро сориентировались и стали глашатаями позиции департамента, не в счёт.

Однако помимо них, посередине, есть и третья сторона – где те, кто не против, но давайте подумаем, как это сделать лучше. Она как-то мало видна общественному мнению, хотя является, пожалуй, самой многочисленной. Ведь большинство и учителей, и родителей трезво оценивают и плюсы реформы, и её огрехи.

Хорошо, что записать ребёнка в школу перестало быть проблемой. Но если начальным классам отдано здание, расположенное в трёх километрах от дома, - так, может, не стоило доводить численность «школы-комбината» до семи (!) тысяч учащихся, а остановить объединение на трёх тысячах? Хорошо, когда программы обучения продолжают друг друга от детского сада до старшей школы, но нужны ли такие монстры, которые поглотили не только по несколько школ и детских садов, но ещё и колледжи, учреждения дополнительного образования? Хорошо, что не будет элитных школ, но что делать с одарёнными детьми, которые немного не от мира сего, или с ребятами, что обучались по коррекционным программам? Готовы ли учителя и ученики обычных школ к инклюзивному образованию? Хороши и рейтинги, но нужно ли заставлять школы «ковать олимпиадников» вместо кропотливой работы со всеми учениками? Повышение зарплат учителей, чем не устаёт хвалиться департамент, – это тоже хорошо, но каково качество преподавания у педагога с нагрузкой 36 часов в неделю и обязательным пребыванием в школе по 6 дней?

Нельзя сказать, что департамент не в курсе существования этой не выходящей на улицы и не заполняющей бланк обращения на его сайте третьей силы. Он мониторит информационное пространство весьма основательно. Знает о существовании родительских сообществ в социальных сетях. Изучает информацию на интернет-форумах.

Один из самых известных в Москве: www.s-cool.ru. Когда-то школьный сайт, с исчезновением школы стал широким форумом, на котором теперь уже представлены не только школы Москвы, но и С-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга. О внимании к нему со стороны городских властей говорит уже хотя бы тот факт, что под кнопкой «Добавить отзыв о школе или учителе» здесь появилась возможность добавить отзыв о враче поликлиники (реформы образования и здравоохранения в Москве идут в ногу). Да и в теме об объединении московских школ много сообщений от учителей, недовольных снижением зарплаты и увеличением нагрузки (а они знают, куда писать).

Модератор-энтузиаст Андрей Ильин, который содержит этот сайт, говорит, что вмешивается по минимуму – удаляет сообщения, где есть оскорбления и непристойности. Правда, вместо него вмешиваются директора – конечно, не собственной персоной, но более или менее имеющему мозги читателю всё понятно. Как понятен и уровень «координаторов».

К примеру, на сообщение о нелицеприятных порядках в школе 460 после объединения, где, по словам автора, главбух – дочь директора, а заместитель – муж, следует хамский ответ с персональным обращением, хотя автор не указал своих данных: «Е.В. Юрганова, уважаемая, если не хотите работать в этой замечательной школе никто вас не держет! Уходите и перестаньте оскорблять нашу школу! С уважением, мистер Х.» (орфография и пунктуация ответа сохранены). Публикуется это сообщение аж пять раз.

А вот сообщение о том, что лицей № 1561 (школа ИКС) прекращает своё существование, т.к. объединяется с центром образования № 1445, парируется очень деликатно. «Объединение – это всегда к лучшему!» - пишет Марина С.

Но есть и «координаторы»-оригиналы, которые не боятся имён собственных. Разрастание до размеров монстра уже упоминавшейся школы 627, которое сопровождалось не одним только скандалом с педофилом, на форуме перекрывалось шквалом хвалебных од - от имени учеников и родителей. «После объединения с 627 школой всё стало только лучше. Спасибо директору за проделанную работу». «Мне очень нравится школа 627, там очень хорошие учителя и ученики. Директор этой прекрасной школы Павлюченко Людмила Васильевна делает всё, чтобы школа процветала». «Школа 627 отличная! Директор замечательный!» После более чем десятка таких комментариев, Андрей Ильин был вынужден написать свой: «Что-то со школой 627 не в порядке. Посыпались заказные отзывы. Хотя и использованы разные аккаунты ряда социальных сетей, всё опубликовано с одного ip».

Маргиналы или конструктивисты?

Долго ли ещё мнения конструктивистов власть будет изучать вот так исподволь? Если уж сказали: «Стоп! Хватит объединяться», - то может, пора и спокойно оценить, что получилось? Не по селектору с директорами, а в прямом диалоге с неравнодушными учителями и родителями.

«Стало быть, новую инстанцию между управлениями образования и школами делают, - написал по поводу очередного объединения на форуме жителей Тушино один из его участников. - Глядишь, назовут его ОДОУР (Объединённая дирекция образовательных учреждений района)… Это хорошее название, потому что по-английски ODOUR - это запах, как бы намекает на то, что они делают. Дарю это название СЗОУО ДО г. Москвы, на авторство не претендую, вознаграждения не требую».

А учителя и родители, которые приняли участие в съезде учителей 26 апреля, так изложили своё отношение к завершению объединений в резолюции:

«На данный момент можно констатировать только механическое административное объединение школ. Педагогическая общественность лишена информации о результатах объединений. Один из очевидных итогов реформы – разрушение ряда эффективных педагогических коллективов. К негативным последствиям можно отнести и отсутствие условий для успешного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Слияние привело к сокращению библиотекарей, педагогов-психологов, логопедов и ряда других важных для качественного образования специалистов».

«Съезд не рекомендует транслировать опыт слияния школ в Москве на другие регионы. Мы считаем, что для продолжения этого эксперимента необходимо взять паузу минимум на пять лет – для оценки результатов».

Правда, съезд этот организовал профсоюз «Учитель», который до сего времени Департамент образования игнорировал. Меж тем профсоюз этот отнюдь не маргинальный. Он входит в Конфедерацию труда России – второе по представительности профсоюзное объединение в стране, президент которой является членом Совета по правам человека при Президенте РФ. Но смогут ли чиновники увидеть в профсоюзных активистах союзников? А пока они не пытаются выстраивать диалог, назревает новая протестная акция.

В качестве завершающей «оптимистической» ноты – запись с форума многодетных родителей: «Укрупнение уже было. Только колхозов. И к чему это привело???» И действительно, к чему? К тому, что сейчас государство усиленно развивает фермерство.

Впрочем, надо отдать должное, фермеры от образования в Москве всё же остались. К примеру, лицей № 2 Владимира Овчинникова или гимназия № 1543 Юрия Завельского. Это, по словам Исаака Калины, ограничение, которое, «не будем скрывать, связано с тем, что этим двум директорам больше 85 лет, а пилотный проект – это очень трудоёмкий и длительный процесс». Но опять-таки где у математика Калины цифры, кроме возраста директоров? Как можно понять, почему кому-то дозволили остаться фермером, а кого-то прямым ходом отправили в укрупнённый колхоз? Что тут скажешь – занимательная математика.