НАШИ ЯСТРЕБКИ МАХНУЛИ КРЫЛЬЯМИ,

У представителей американской аэрокосмической компании "Боинг" на международном салоне в Бурже кислые физиономии: в тяжелой "подковерной" борьбе за заказы на гражданские авиалайнеры они потерпели сокрушительное поражение от европейцев.

Континентальный концерн "Аэробус" получил рекордное количество заказов - 155 на общую сумму в 13,2 миллиарда долларов, в то время как американцам удалось продать всего лишь три самолета.
Авиастроители США пытаются делать красивую мину при плохой игре - они, мол, выше "детских" игр, когда подписание контрактов подтягивается под авиашоу наподобие того, что завершился в воскресенье под Парижем. Цыплят, дескать, по осени считают. Но осень не за горами, а у европейцев с начала года в общей сложности уже есть заказы на 299 летательных аппаратов, то есть в два раза больше, чем приходится на "Боинг". И тем не менее европейцы не только "бодались" с американцами, но и заключали с ними партнерские соглашения. Как это сделал, к примеру, евроконцерн ЕАДС, объединяющий крупнейших производителей авиатехники Франции, Германии и Испании и заокеанскую компанию "Нортроп-Грумман".
В целом же на салоне в Бурже было заключено контрактов на солидную сумму в 54 миллиарда долларов. Его посетили сотни тысяч парижан и жителей столичных предместий, которые с нескрываемым удовольствием наблюдали за небесными кульбитами разнокалиберных серебряных птиц. Правда, тем, кому довелось побывать на открытии авиасалона, повезло больше: им посчастливилось увидеть воздушную эквилибристику, включая знаменитейшую фигуру высшего пилотажа "кобру", которую демонстрировал российский истребитель Су-30 МК - его по праву считают самым лучшим в своем классе. Увы, в последние дни ни его, ни другого самолета - учебно-тренировочного МиГ АТ в Бурже уже не было: им пришлось в срочном порядке, простите за невольный каламбур, "сделать ноги" от "Ноги" - швейцарской фирмы, которая вот уже больше года гоняется за российской собственностью по всему свету. Это ее адвокаты прислали на Бурже судебных исполнителей, которые должны были наложить арест на два наших ястребка - Су-30 МК и МиГ АТ.
Можно себе представить, насколько были неприятно удивлены организаторы авиасалона, не говоря уже о российских его участниках, когда судебные исполнители предъявили соответствующее постановление парижских судебных властей. Кстати, оно было принято еще в марте прошлого года, на его основании была совершена знаменитая попытка "Ноги" отобрать за долги у России четырехмачтовый парусник "Седов" во время морского праздника во французском порту Брест. Постановление подтвердили три месяца назад, тем самым укрепив решимость адвокатов зловредной швейцарской фирмы, которая, кстати, стоит на грани финансового краха, если не вернуть российский долг, то, по крайней мере, устроить большой скандал.
Отобрать самолеты не удалось. Судебным исполнителям было объяснено, что они находятся в закрытой для гражданских лиц зоне, а самолеты вот-вот взлетят в воздух для "совершения демонстративных полетов". Пока суд да дело, руководство российской делегации после ряда согласований приняло решение отправить истребители домой - от греха подальше. Для этого в экстренном порядке были получены соответствующие воздушные коридоры от французских и немецких властей, и где-то в районе 17.00 по московскому времени в пятницу истребители взмыли в небо, что, как можно себе легко представить, вызвало бешеный гнев адвокатов "Ноги". Один из них, Антуан Шатен, чуть ли не брызгая слюной, заявил, что намеревается подать в суд на... французское государство, которое не помешало "исчезновению подлежащего аресту имущества". На пресс-конференции в субботу генеральный комиссар авиасалона Эдмон Маршегай не скрывал своего удовольствия по поводу исхода этого скандального случая, назвав его своего рода "премьерой Бурже".
Сейчас в парижской прессе на все лады обсуждают эту "премьеру". Одни считают скоропалительный вылет Су-30 МК и МиГ АТ "дипломатическим бегством", другие полагают, что им надо было остаться, а делегации РФ добиваться правды в суде: ведь оба самолета являются собственностью компаний "Сухой" и "МиГ", а следовательно, не являются ответчиками по долговым обязательствам Российского государства, за имуществом которого как раз и охотятся адвокаты "Ноги". Как бы там ни было, самолеты уже дома, а мы еще раз продемонстрировали свою неувядающую способность наступать на те же самые грабли. Почти год прошел с эпопеи вокруг "Седова", а конфликт со швейцарской фирмой, бросающий тень на нашу страну, так и не разрешен.