ТАМАРА МОСКВИНА: НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ - НЕ ДЛЯ МЕНЯ

За ней не угнаться. В свои 60 эта маленькая улыбчивая женщина столь деятельна и энергична - иному 20-летнему даст фору.Без малого два месяца "вылавливала" я заслуженного мастера спорта, заслуженного тренера СССР, кавалера правительственных наград за успехи в фигурном катании Тамару Николаевну Москвину дома, в Питере, чтобы взять это интервью.

- Тамара Николаевна, сейчас в вашем виде спорта каникулы. Куда вы опять торопитесь?
- А межсезонье у нас как раз самый пик подготовки к новым стартам. От того, как его проведешь, во многом зависит обычно успех (или - наоборот) на предстоящих зимой соревнованиях.
- Но по случаю грядущего 26 июня юбилея можно было, наверное, позволить себе немного расслабиться?
- Я отдохнула недельку в Турции, на берегу моря, вместе с мужем, детьми, внучкой. Достаточно. И в течение сезона периодически отдыхаю: на соревнованиях от тренировочной работы, на тренировках - от соревновательной нервотрепки.
- Для многих загадка: как это у Москвиной получается - что ни ученик, то чемпион? Где находите таланты?
- Просто: когда начинаю работать со спортсменами, стараюсь понять главное в их характерах, наиболее сильные стороны их катания и развивать эти качества. Очень часто те, кто приходил в мою группу, не обладали выраженным талантом, во всяком случае - явно. А я с первых лет тренерства поставила себе за правило спрашивать у более опытных коллег об отрицательном в катании - и их фигуристов, и моих. Чтобы изживать возможные ошибки еще на тренировках. Надо уметь предусматривать. Начинаешь работать и ищешь, как у него или у нее негативное убрать, завуалировать, а выигрышное, наоборот, показать в лучшем свете. Научили меня, увлекли процессом превращения обычных в общем-то мальчиков и девочек в чемпионов мой первый тренер Иван Иванович Богоявленский и мой второй тренер, ставший мужем, Игорь Борисович Москвин. Училась я тренерскому искусству также у Станислава Алексеевича Жука. О чем, правда, он вряд ли догадывался, потому как учеба моя у него была в некотором роде заочной. Внимательно изучала выступление его пар Ирины Родниной - Алексея Уланова, потом той же Родниной с Александром Зайцевым...
- И поставили себе, наверное, цель "догнать и обогнать" Жука по числу питомцев в национальной сборной, количеству завоеванного на престижных соревнованиях "золота"?
- Не было такой цели. Было интересно понять, почему его фигуристы катаются практически безошибочно? Как им удается на протяжении нескольких сезонов оставаться лидерами в стране, Европе, мире? И, конечно, хотелось самой чего-то в этом роде. Фигурное катание для меня не просто работа - все, что делаю в нем, - делаю с удовольствием.
- Вы сами выступали в паре с Алексеем Мишиным, добились неплохих результатов на международной арене, став призерами европейских и мировых первенств. Но чемпионских медалей так ни разу и не завоевали, спортивные амбиции остались у вас не реализованы. Видимо, они и "двигают" вами все эти годы?
- Решительно нет, никаких амбиций. Я сама как спортсменка была не слишком способная, очень в себе неуверенная. Но во мне давно, с детских лет, живет стремление к совершенствованию собственному, а после того, как стала работать с фигуристами, - своих учеников. Острая ответственность за тот "продукт", который произвожу. С Алексеем Мишиным мы представляли наш город, нашу страну на самом высоком уровне, естественно, это волновало и вдохновляло. То же теперь с моими спортсменами.
- Бывшие партнеры Москвина и Мишин - ныне знаменитые тренеры. Ревнуете друг друга - к славе?
- Какая ревность? Радуемся друг за друга. Наш недолгий спортивный союз - выступали в паре всего четыре года - сдружил нас. А поскольку стали кататься вместе уже достаточно взрослыми людьми: мне 23 года, Леше на три месяца больше, - относились и к тренировкам, и к выступлениям достаточно рационально. То есть жили не одним только спортом. Часто Мишин начинал тренировку с того, что объявлял мне: "Как я тебя, Тамара, ненавижу!" "Что случилось?" - "Пришел домой, и первое, что услышал от мамы: вот Тамарочка английский язык изучает, а ты все по девочкам бегаешь!" В другой раз Татьяна Валентиновна выговаривала ему, что "Тамарочка уже в аспирантуру поступила, а ты о чем думаешь?.." Ему ничего не оставалось, как догонять. В результате догнал и давно перегнал, став профессором, воспитав плеяду замечательных одиночников во главе с олимпийским чемпионом Алексеем Урмановым. Мишин вобрал в себя всю ту систему и все ту преданность виду спорта, которую прививал нам Москвин.
- Ваше самое большое разочарование за годы тренерской работы?
- Особенно больших разочарований не было. Разве что соревнование пар на зимней Олимпиаде 1994 года, когда мои спортсмены Наташа Мишкутенок и Артур Дмитриев, "чисто" и вдохновенно откатав и короткую, и произвольную программы, чемпионских медалей не выиграли. Их вручили Кате Гордеевой - Сереже Гринькову. Но, поразмыслив, я тогда же пришла к выводу, что, видимо, было в выступлении этого московского дуэта что-то такое, что заставило судей отдать им первенство. В нашем виде спорта результат зависит всегда от многих факторов, нюансов, все из них угадать очень сложно, практически невозможно.
- Когда вы расстроены или, вот как в этом случае, сильно разочарованы, - что делаете, дабы вернуть себе душевное равновесие?
- Не пью, не курю, не плачу и желания застрелиться не возникает. Я вообще человек жизнелюбивый, радуюсь каждому отпущенному на этой Земле дню. Поэтому сразу намечаю дальнейший план действий, приступаю к его реализации и таким образом довольно быстро восстанавливаюсь. Тем более что на мне еще мои спортсмены, для них нужно найти правильные слова, чтобы не уходили глубоко в переживания. Давно приучила себя к такой мысли на тот случай, если не выиграли ожидаемого первого места (как это было, скажем, на мартовском чемпионате мира в Канаде, где вопреки всем прогнозам и отменному, безошибочному катанию мои Лена Бережная - Антон Сихарулидзе остались вторыми): ну и что? Мы - одна из сильнейших пар в мире, это все признают. А первая, вторая или третья в данный конкретный момент - разве столь уж важно?
- Но в жизни что-то вас может разочаровать?
- В жизни? Никогда и ничего! В ней столько интересного, неизведанного до конца... Наша цивилизация продолжает развиваться - только успевай за новостями в разных областях человеческой деятельности.
- Вы считаете себя всегда в ответе за своих учеников?
- Безусловно. Причем и тогда даже, когда они заканчивают выступать. Я и сегодня регулярно общаюсь с Ирой Воробьевой и Сашей Власовым, а также Игорем Лисовским, вторым ее партнером, с Леной Валовой и Олегом Васильевым, Леной Бечке и Денисом Петровым...Мы столько времени проводим с моими учениками вместе день за днем, месяц за месяцем, год за годом, и я учу их при этом не только азам фигурного катания. Думаю всегда, чтобы они выросли хорошими, надежными людьми, не важно, станут ли при этом чемпионами. ...И было бы странно, если бы, перестав сотрудничать, "расстались, не прощаясь".
- Что вы вообще цените в людях?
- Честность, надежность. Но поскольку все люди разные, я, общаясь с конкретным человеком, всегда стараюсь найти в его характере какое-либо положительное качество, симпатичные для меня черты и таким образом получить радость от общения с ним.
- Могли бы обойтись без славы и что она для вас?
- Конечно, вполне могу без нее обойтись. Я когда только пришла в спорт, думать не думала ни о какой славе, даже просто известности. И ничего, занималась с удовольствием...
- Когда б случилось вам оказаться вдруг на необитаемом острове - что бы там делали?
- Постаралась бы побыстрей оттуда выбраться. Обязательно придумала бы - как. Это одно из положительных моих качеств: способность найти выход из любой ситуации. Нельзя паниковать, ни к чему биться в истерике. Нужно искать выход. И он найдется.
- Вы говорите о себе: " я человек рациональный". Стало быть, планируете свои дела, жизнь? Насколько вперед уже "просчитали"?
- Думала недавно приблизительно так: мне скоро 60, я еще достаточно жизнедеятельна, целеустремленна, физически крепкая - лифтом не пользуюсь, запросто взбегая по лестнице на нужный этаж, на коньках стою твердо. Надо таким образом до 80. И тут мне рассказывают о Наталье Дудинской, знаменитой в прошлом балерине Кировского театра. Она уже давно перешагнула восьмидесятилетний рубеж, и при этом - бодрая, активная женщина. Тогда я себя сказала: "Вот образец. Надо и мне стремиться к тому же".