08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПИРАТЫ В НЕБЕ

Карамышева Людмила
Опубликовано 01:01 26 Июня 2002г.
На берегу Цимлянского водохранилища, рядом с Волгодонской АЭС, рухнул вертолет. Пилот погиб, два других пассажира чудом остались живы. Страшно представить, что могло бы произойти, упади он несколькими километрами ближе к зданию атомной станции. Как потом выяснилось, одно из местных хозяйств пыталось приобрести вертолет Ка-26 у неких частных хозяев из Астраханской области для хозяйственных нужд - перевозки грузов, обработки посевов. Техника оказалась старой, не подготовленной к полетам, первый же демонстрационный вылет оказался последним.

Событие это, хотя и расследуется прокуратурой, между тем прошло мимо внимания общественности и СМИ. Что, впрочем, закономерно: летные происшествия, случающиеся с нигде не зарегистрированными вертолетами и самолетами, фиксируются крайне редко.
Совсем свежий факт воздушного "пиратства" стал известен буквально на днях. Шесть самолетов, не имеющих официальных разрешений на вылеты, выполняют авиахимические работы над полями близ Буденновска.
Комментируя эти случаи, специалисты Южного окружного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Минтранса России пояснили, что еще лет десять назад подобное не могло случиться. А сейчас "чернофлажники", как называют их в министерстве, летают где хотят и когда хотят. Они не справляются о погоде, не запрашивают диспетчеров, не имеют лицензий и сертификатов. Юркие небольшие самолеты типа Ан-2 ("кукурузники"), вертолеты, различные авиетки легко меняют места базирования, укрываясь то на зерновом току, то за лесополосой, а то и на частном дворе.
Но, даже поймав "летунов" с поличным - теплые бока фюзеляжа говорят о недавно совершенном полете, - установить, кто хозяин, бывает невозможно. Бортовые номера либо закрашены, либо не соответствуют документам...
Игра в "догонялки" началась около десяти лет назад. В 1991 году 12 авиапредприятий Северо-Кавказского управления гражданской авиации обслуживали сельское хозяйство, нефтяную и газовую отрасль, здравоохранение. В результате начавшейся перестройки 7 авиапредприятий обанкротились. Оборудование, здания, сооружения и воздушные суда были распроданы. "Неплохой самолет Ан-2 в рабочем состоянии в те времена можно было купить по цене мотоцикла", - поясняет заместитель начальника отдела госнадзора за безопасностью полетов межрегионального управления воздушного транспорта Владимир Тимощенко. В результате около 400 "воздушных единиц" разошлись по частным рукам. Добросовестные владельцы, а таких оказалось приблизительно треть, зарегистрировали воздушные суда в надлежащем порядке. Оказывая те или иные виды авиауслуг, они следят за безопасностью полетов, содержат технику в приличном состоянии, платят налоги. Более ловкие ушли под "черный флаг", используя при этом "дыры" в Воздушном кодексе РФ, который разрешил куплю-продажу воздушных судов, но не определил дальнейший порядок и ответственность за их использование. Автолюбителю, купившему машину, нельзя выезжать на дорогу без номеров и без регистрации транспорта в органах, следящих за порядком. А владельцу воздушного судна, по существующим ныне законам, оказывается, такое позволительно. Привлечь к ответственности его можно в основном за неуплату налогов. Но попробуй догнать нарушителя в небе, не имея к тому же служебного авиатранспорта, о котором госинспектора только мечтают. "Нелегала", даже пойманного, непременно будет выгораживать фермер или директор предприятия, работающий с ним по принципу: "Деньги наличными и - никаких бумаг". Выгодно обеим сторонам, поскольку у "пиратов", не платящих налоги, цены меньше. В проигрыше, разумеется, государство.
Но есть и статистика другого рода - черный шлейф ЧП, неизбежно тянущийся вслед за нарушителями воздушного пространства. 17 апреля 2000 года при выполнении авиахимических работ в Славянском районе Краснодарского края погиб авиатехник В. Кушнарев, находившийся в пилотской кабине. Вертолет Ми-2, не имеющий соответствующей лицензии, "произвел снижение высоты ниже безопасной, хвостовым винтом зацепил линию электропередач и рухнул вниз". Командир воздушного судна "Авиатика-890" Андрей Хлопин, работавший на полях Выселковского района Краснодарского края так же без лицензии, в результате падения на землю получил множественные переломы рук, ног и позвоночника.
Владельцы воздушных средств экономят на техническом обслуживании, не следят за метеоусловиями и к тому же чаще всего заправляют летательные аппараты автомобильным бензином. Как уточнили специалисты из Южного межрегионального управления воздушного транспорта, более 50 процентов авиакатастроф происходят из-за применения "не того" топлива. В неразрешенных полетах допускается все. В том числе - перегрузки. Так, при праздновании 135-летия Апшеронска на четырехместном "Вильга-30а", не имевшем соответствующих документов, летели шесть пассажиров.
Пять из них, в том числе двое - дети, в результате падения получили тяжелые увечья. Один пассажир, 49-летний заместитель начальника РОВД города Сергей Рябухин, погиб.
По официальной статистике, распространяющейся лишь на зарегистрированные в государственных органах суда малой авиации, лишь в прошлом году случилось 14 авиационных происшествий. Три из них закончились катастрофами с гибелью людей.
Замечено, что число различных летных происшествий увеличивается по мере приближения разгара морского сезона. Предприимчивые дельцы, не слишком обременяя себя подготовкой техники, предлагают многочисленные пляжные услуги. За одну цену можно сфотографироваться, сидя в кабине легкокрылого самолета. За другую - подняться в воздух. Но только специалисты, ведущие учет происшествий, знают, чем это порой оборачивается. 18-летняя девушка и взявшийся прокатить ее на мотодельтаплане пилот погибли не так давно на побережье Черного моря. Памятен случай, происшедший в 1998 году с гидросамолетом "ЧЕ-15", взлетевшим с воды неподалеку от детского центра "Орленок" в Туапсинском районе Краснодарского края. Как потом сделали вывод эксперты, пилот не справился с управлением и рухнул вместе с пассажиром на берег, подмяв под себя семью из трех человек, которые получили тяжелые травмы. Гидросамолет, как и в предыдущих случаях, был частным и не имел лицензии.
Число ЧП дальше будет лишь увеличиваться, поскольку техника стареет - это прогноз специалистов Минтранса. Как поведал автору этих строк упомянутый Владимир Тимощенко, ему довелось увидеть самолет, крыло которого было залатано куском белой простыни, пропитанной клеем. Технической базы у "пиратов", как правило, нет, в ход идут незатейливые подручные средства. Существующие штрафы - 5 минимальных зарплат - смехотворны.
С 1 июля нынешнего года в нашей стране должен вступить в действие новый Кодекс об административных правонарушениях, отдельная статья которого в десятки раз увеличивает денежные штрафы за незаконное использование воздушного судна. Но, как считает заместитель руководителя Южного окружного территориального управления воздушного транспорта Владимир Литвин, весьма злободневная мера способна решить далеко не все проблемы. Поднимаясь в воздух без плана полетов, без диспетчерского сопровождения, используя некачественно подготовленную технику, "чернофлажники" создают угрозу беды как в небе, так и на земле. Обеспокоенность по этому поводу (а также в связи с событиями в США 11 сентября) выразили участники состоявшегося в этом году в Южном федеральном округе совещания, которые говорили о необходимости внести изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации. В нем, по мнению специалистов, должны быть более четко прописаны процедуры купли-продажи и регистрации воздушных судов, условия и возможности их использования, порядок изменения собственника...
О том, что законодательная база требует скорейших изменений, говорят, в частности, последние факты. За шесть месяцев нынешнего года на территории Южного федерального округа произошли четыре катастрофы среди воздушных судов так называемой малой авиации. В Краснодарском крае погибли пилот и его гость, житель Германии, которому предложили "прокатиться". В двух других случаях в Ставропольском и Краснодарском краях пилоты остались, к счастью, живы, но разбиты летательные аппараты. Речь идет только о тех случаях, которые каким-то образом становятся известными государственным органам. Официальной статистики, увы, не ведется.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников