НЕ НАЗЫВАЯ ИМЕН,

Своего рода политическая аномалия: долгожданная речь Буша с изложением плана урегулирования израильско-палестинского противоборства подверглась критике еще до того, как она была произнесена.

Видимо, это объясняется тем, что ряд основных тезисов президента был заранее запущен в виде "утечек" - дабы прощупать воду. И внутренние оппоненты президента, и представители Палестинской автономии дружно и почти в одних и тех же выражениях обрушились на него за то, что вслух еще не было сказано: за предложение создать "временное государство Палестину".
Так что к понедельнику, когда Буш наконец произнес свою речь в Розовом саду Белого дома, - как сострил один комментатор, "в условиях, максимально приближенных к ближневосточным: под палящими лучами солнца, при 35-градусной жаре", - неожиданностей не ждали.
Может быть, поэтому после 15-минутного спича, поделив поровну длительность обращения к палестинцам и к Израилю, президент резко повернулся и ушел, игнорируя вопросы журналистов.
Хотя президент ни разу не упомянул Арафата и вообще не назвал ни одной фамилии из числа тех, кто "мешает положить конец бесконечному кровавому конфликту", очевидно, что центральным пунктом его программы является полная смена руководства Палестинской автономии. Она должна "расстаться с лидерами, которые запятнали свое имя террором". Нынешнее руководство, по его мнению, не противодействует террору, а поощряет его, и Соединенные Штаты не поддержат создание палестинского государства, пока его лидеры не разрушат всю инфраструктуру терроризма. Буш также считает необходимым в кратчайший срок подготовить конституцию автономии и создать систему разделения властей. Он отметил, что "сейчас избранные палестинские депутаты практически бесправны, а вся власть сосредоточена в руках кучки никому не подотчетных политиков".
Палестинское государство, согласно его плану, может быть создано за три года - сначала "временное", а затем постоянное, с демаркированными границами. Но уже сразу после прихода к власти нового руководства в результате свободных выборов к концу года палестинцам обещана помощь в восстановлении экономики. Причем обращает на себя внимание то, что Буш говорил не только в своем президентском качестве, но и от имени Евросоюза, Всемирного банка реконструкции и развития и Международного валютного фонда. Наблюдатели расценивают это как фактическую согласованность тезисов речи с основными союзниками США.
Израилю адресованы предложения, которые едва ли понравятся премьер-министру Ариэлю Шарону: прекратить строительство поселений в Газе и на Западном берегу Иордана, отвести войска на те рубежи, на которых они находились в сентябре 2000 года - до начала интифады, - и в конечном счете вернуться в те границы, которые Израиль имел до "шестидневной войны" 1967 года. Последнее Шарон несколько раз отвергал в самых сильных выражениях. Но, как здесь полагают, Тель-Авив тоже уже созрел для понимания простой истины: раскручивающаяся сейчас спираль насилия ведет только в пропасть, нужно искать что-то конструктивное.
На следующий день после этой программной речи Буш улетел в Канаду на встречу "большой восьмерки", где, как ожидают, он получит "печать одобрения" своего плана. Что касается идеи мирной конференции по Ближнему Востоку, то она впредь до прекращения нового витка насилия "отправлена в холодильник".
Ясир Арафат, воздержавшись от оценки призыва Буша сместить его с поста главы автономии, приветствовал этот план ближневосточного урегулирования и выразил надежду, что его детали будут обсуждаться на двусторонних переговорах. Один из помощников Арафата, Саиб Эрекат, уточнил палестинскую позицию, заявив, что призыв сместить Арафата неприемлем: "Он был избран палестинским народом в ходе прямых выборов, и президент Буш должен уважать этот выбор".