04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ НАВАР

Куликов Алексей
Опубликовано 01:01 26 Июня 2002г.
Пивной рынок России до сих пор считали одним из самых успешных в мире. Начиная с 1996 года объемы продаж неизменно увеличивались. В прошлом году темпы роста отрасли составили 20 процентов - цена и качество сошлись в точке, приемлемой и для производителей, и для потребителей. Оптимистично оценивали пивовары и перспективу. Предполагалось, что в 2005 году будет произведено около 850 миллионов декалитров пива, что в два раза больше, чем в 1999-м. Но уже сейчас, в разгар пивного сезона, можно утверждать, что не все так радужно, как хотелось бы пивоварам. Темпы роста продаж у большинства компаний понизились в этом году в среднем на 11 процентов. Только пять из пятнадцати крупнейших производителей говорят о повышении этого показателя.

Дело в том, что успехи пивоваров не остались без внимания правительства. После отмены дорожного налога бюджетные недоимки планируется покрывать за счет повышения с 1 января 2003 года ставки акциза на бензин, табак и пиво. Акциз на пенный напиток при этом собираются проиндексировать на 25% при запланированном уровне инфляции в 12%. Кстати, с начала этого года акциз на пиво уже был повышен на 10%, что и привело к росту цен. То есть пиво можно смело считать теперь стратегическим товаром. Видимо, за эту честь и придется расплачиваться. Исполнительный секретарь Союз российских пивоваров Вячеслав Мамонтов полагает, что повышение акцизов неизбежно скажется на объемах производства. Но если дать отрасли нормально развиваться, государство получит гораздо больше налогов.
Если раньше стратегическое планирование, которое предлагает правительству Минэкономразвития, вызвало у промышленников только недоумение, то на этой неделе на заседании Совета по предпринимательству бизнесмены в пух и прах раскритиковали план экономического развития на 2003 год, предложенный ведомством Германа Грефа. Предприниматели выступили за дальнейшую налоговую либерализацию - ведь реальная налоговая нагрузка продолжает расти, и после отмены инвестиционной прибыли по налогу на прибыль налоги выросли на 30%. Предприниматели отметили слишком много нестыковок в плане Минэкономразвития с реальностью. В итоге премьер-министр Михаил Касьянов направил документ на десятидневную доработку.
ДЕНЬГИ НА БАНКУ
Пока чиновники думают, любители пива расплачиваются уже сейчас. Изрядно опустошил карман любителей баночного пива новый акциз на импортные алюминиевые банки. Он действует с января этого года. И в рознице баночное стоит теперь ощутимо дороже бутылочного. Действия российского алюминиевого лобби привели к тому, что вскоре банка пива может превратиться в признак приличного дохода. Отечественные алюминиевые короли поступили в традициях дикого капитализма, - вместо конкуренции с импортной продукцией предпочли продавить выгодное для себя правительственное решение. И теперь, после того как ставка акциза увеличилась в два с лишним раза, пивовары покупают отечественные банки по 105 - 110 долларов за тысячу штук. Импортные теперь обходятся дороже 120 долларов, хотя в прошлом году их цена составляла 107 - 108 долларов за 1000 штук, т. е. цена увеличилась более чем на 10%. Но отечественные компании обеспечивают потребности рынка только на 60%. И пивовары все равно платят за подорожавший импорт. Крупнейшие компании уже не могут удерживать цены. Несколько раз в этом году собиралась рабочая группа при комиссии по защитным мерам во внешней торговле. Пивовары пытались добиться снижения ставки акциза. Пока безуспешно. Комиссия в очередной раз будет рассматривать этот вопрос в конце месяца. Уже понятно, что пик пивного сезона пройдет для потребителя под знаком нынешних цен.
ВЫЖИВАЕТ МУДРЕЙШИЙ
Тройка лидеров отрасли в этом году осталась неизменной. Около трети российского пива продает компания Baltic Beverages Holding, производитель "Балтики" и "Ярпива". На втором месте - Sun Interbrew, которая выпускает "Клинское", "Толстяк" и "Сибирскую корону". На третьем - Очаковский пивоваренный завод с одноименным напитком. За ними следует вереница отечественных и западных производителей. Но острая конкуренция, увы, не приводит к понижению цен. Налоги "вымывают" из отрасли большую часть оборотных средств. Поэтому любой просчет в бюджетной политике компании оборачивается повышением цен. В этом году не повезло любителям "Клинского" и "Толстяка". Sun Inerbrew, которая выпускает эти бренды, слишком увлеклась рекламной кампанией "свободы для настоящего мужика". Любители пива в двух столицах отреагировали на рекламную акцию весьма вяло. В итоге отпускные цены пришлось повысить в среднем на 10%. Меньше всего подорожало "Очаковское". Ставка на пластиковые "баклашки" оказалась удачной: передряги на рынке алюминия не затронули производителей "живительного", и цена его возросла всего на 2-4%. Что касается "знаменитого пива России" - "Балтика", то компанию выручила собственная рыночная стратегия. Бутылки с номерным пивом равномерно распределяются по всем российским регионам. И нигде объем продажи "Балтики" не опускается ниже 10% местного рынка.
Между тем подорожание пива может изменить тенденцию постепенного отбора "электората" у водки. Среднестатистический россиянин выпивает сегодня около 45 литров пива в год. Показатель Западной Европы - около 75 литров. В суперпивных странах Чехии и Германии пьют по 150-170 литров пива в год. Для России, страны, где немало людей в той или степени страдают от алкогольной зависимости, переход на "мягкий" алкоголь мог бы "смягчить" эту проблему. Но на пивоваров и в этой сфере пытаются списать все грехи. МВД, например, намерено добиваться признания пива алкогольным напитком наряду с водкой. Повод - погром, который устроили фанаты-отморозки на Манежной площади Москвы. Но на том же основании можно, например, добиваться признания стеклянной бутылки холодным оружием.
МЫТАРСТВА ОТ МЫТАРЕЙ
Налоговая политика государства может привести к тому, что никакие маркетинговые ухищрения не уберегут пивной рынок от серьезного спада. Несмотря на то что мало какая отрасль может похвастаться таким массовым потребителем, пивовары очень уязвимы. Это парадокс отечественного рынка, вернее, психологии тех, кто пытается его регулировать. Пивная отрасль прозрачна с финансовой точки зрения: технологию не удешевишь, "левое" пиво, в отличие от "левой" водки не сделаешь. И в итоге финансовая прозрачность идет во вред производителю. Вместо того чтобы дождаться, когда перспективное производство начнет давать еще больше налогов в будущем, их предпочитают стричь сразу и как можно больше. Заботиться о казне, копая под нее яму, - парадоксальная особенность национального налогообложения. Первый наглядный урок такой налоговой политики правительственные чиновники получат уже по итогам этого года. Как полагают пивовары, недоимка налогов только из-за новой ставки акциза на импортные алюминиевые банки составит не менее 50 млн. долларов. Только сомнительно, что урок будет впрок. Ведь чиновники на государственных постах могут смениться, но психология отечественных кутюрье по "тришкиным кафтанам" скорее всего останется прежней.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников