ВЛАДИМИР ФИЛИППОВ: ОТКРЫТЫЙ УРОК МИНИСТРА

Диалог читателей с министром образования РФ Владимиром Филипповым по "прямой линии" проходил в самый разгар школьных выпускных экзаменов. В это же время студенты сдавали весеннюю сессию, а вузовские преподаватели, выставляя им в зачетки оценки, уже мысленно готовились к приему свежего пополнения из числа абитуриентов. Но всеобщая образовательная "запарка" не помешала многим педагогам, родителям школьников и самим выпускникам набрать в назначенный час номер телефона в "Труде". Правда, далеко не всем удалось вклиниться в перегруженную "прямую линию". Не огорчайтесь, друзья, в следующий раз непременно повезет!

МАЛЬЧИК ХОЧЕТ В МОСКВУ
- Здравствуйте, Владимир Михайлович. Звоню вам из Белгорода. У нас только три государственных вуза, а рядом Харьков, там очень много институтов и университетов. Может мой сын учиться в Украине, а потом не подтверждать свой диплом в Москве?
- С Украиной мы готовим договор о взаимном признании документов о высшем образовании. В этом году, полагаю, он будет подписан. Так что пусть ваш сын спокойно поступает в харьковский вуз. Кстати, российский гражданин может быть принят в белорусский, киргизский или казахский вуз на бюджетной, бесплатной основе не только по конкурсу, но и благодаря специальной квоте, которая ежегодно составляет примерно 100 человек. Подобные квоты есть для абитуриентов из стран СНГ, желающих получить высшее образование в России. Узнать о наличии свободных "квотных" мест можно в Министерстве образования государства, в котором находится вуз, или посольстве России в этом государстве.
- Я говорю с министром образования? Наталия Окунева беспокоит. Я - москвичка, а мой племянник живет в Казахстане, учится там в русской школе на одни пятерки, претендует на золотую медаль. Сможет ли он потом поступить в какой-нибудь российский вуз?
- Конечно, сможет. В четырех странах СНГ - России, Казахстане, Киргизии, Таджикистане существуют одинаковые правила и условия приема в высшие учебные заведения. Кроме того, Казахстану мы также выделяем около ста бюджетных мест для целевого внеконкурсного набора.
- Но эти места, скорее всего, достанутся только казахам? Как вы считаете, русский мальчик пройдет по этой квоте?
- Я надеюсь, что национальность не играет роли. Поторопитесь обратиться за справкой в российское посольство.
ЗОЛОТЫЕ ДЕТКИ
- Алло, говорит Радченко Геннадий Александрович, отец 16 детей из города Калуги. Одна из моих дочерей - дважды мастер спорта, член сборной России, призер первенства Европы по самбо, но у нее нет права поступления без экзаменов и на бесплатной основе в институт физкультуры. Существует положение, по которому победители предметных олимпиад зачисляются в вузы без экзаменов. Почему оно не касается спортсменов?
- Спортивные вузы находятся в ведении Госкомитета по физкультуре и спорту. Думаю, что с этим ведомством мы договоримся о том, чтобы в будущем при приеме в вузы приравнять чемпионов-спортсменов к победителям предметных олимпиад.
- Меня зовут Алима. Почему в этом году не состоялась школьная олимпиада по английскому языку на федеральном уровне?
- Честно говоря, я не в курсе дела, почему она не состоялась, узнаю - разберусь.
- И второй вопрос: почему в моем родном Башкортостане на региональный уровень не допускают школьников, которые побывали по обмену в других странах, допустим, в Англии или в США? Кому какое дело, где я изучала язык?
- Такой дискриминации ни в коем случае не должно быть. Это неверный подход. Мы ваш вопрос попросим в "Труде" обязательно опубликовать, чтобы другие учли.
- Вас беспокоит Власова Фаина Кузьминична из Кольчугина. У меня сын учится на дому. Уже перешел в 11-й класс, учится на одни пятерки. Но золотая медаль, судя по всему, ему не светит, потому что учителя не проходили с ним информатику и физкультуру. Почему ребенок-надомник не может получить медаль как обычный школьник?
-По существующему положению, утвержденному Министерствами образования и юстиции, медаль получает только тот, кто сдаст все экзамены и получит высокие оценки по всем предметам. И дело не в том, где ваш сын обучается, дома или в школе. Кстати, он может изучить недостающие предметы самостоятельно и сдать их экстерном.
- Наш мальчик на коляске, он не ходит.
- Я понял. Вы, пожалуйста, напишите запрос в Министерство образования, напишите подробно, чтобы мы в деталях могли рассмотреть этот случай. Возможно, будут приняты во внимание особые обстоятельства. Записывайте адрес: Москва, улица Люсиновская, 51.
- Здравствуйте, звонит сельский учитель из Ростовской области. Моя дочь, инвалид детства, закончила 10 классов. Перешла в 11-й, идет на "серебро". Какие льготы есть для детей-инвалидов при поступлении в вузы?
- В каждом вузе должны быть вывешены правила приема, утвержденные Министерством образования. Там есть раздел о льготах, которые, как я понял, распространяются и на вашу дочь. Ей достаточно сдать вступительные экзамены хотя бы на троечки, и поступит вне конкурса.
- Владимир Михайлович? Я из города Озеры Московской области. В воскресенье смотрела телепередачу с вашим участием, там затрагивался вопрос поступления в институт за деньги. Это, вы говорили, очень плохо. А если дети кончают за деньги школу - это как?
- Это еще хуже.
- У нас город маленький. Все, как на ладони. Некоторые дети идут на золотую медаль незаслуженно, за них учителя пишут сочинения, и все вокруг это видят и знают.
- Сам такие факты знаю. Поэтому мы и вводим систему единого государственного экзамена, чтобы при поступлении не было "блатерства", коррупции... Но самое страшное даже не коррупция, а уроки лжи, лицемерия, которые дети получают и усваивают в школе.
ВЕРНИТЕ НАШИ ДЕНЕЖКИ
- Здравствуйте, говорит Майкоп. Я по профессии учительница и для своего ребенка выбрала семейную форму обучения. Вот закончили 11 классов, сдали выпускные экзамены. В Москве дети, которые учатся дома, получают какие-то деньги от государства, потому что оно на их обучение не тратилось. Но нам за одиннадцать лет ни разу ничего не выплатили, а когда я обращалась в управление образования, объясняли, что, мол, "прецедент не создан".
- Вы правы, согласно законодательству, в таких случаях мы должны деньги возвращать семье. Можно обратиться в суд, но для начала советую написать письмо заместителю министра образования РФ Елене Евгеньевне Чепурных. Она даст вашему местному управлению образования официальное разъяснение.
- Говорит Александр Павлович Лосков, председатель профсоюзного комитета профессионального лицея N 51 поселка Ахтырский Краснодарского края. Уже десять лет Министерство образования не выделяет нам ассигнований на оплату коммунальных услуг.
- В Краснодарском крае финансирование профтехучилищ происходит не из федерального, а из местного бюджета, поэтому требовать вам нужно с региональных властей.
- Звоню вам из Оренбургской области, города Бузулук. Недавно слышала по радио, что студентам, которые учатся бесплатно, собираются повысить стипендию. По-моему, это несправедливо. Ведь многие из "бесплатников" учатся хуже тех, кто платит за обучение. Попасть на бюджетное обучение в нашем городе невозможно. Спрашиваю вас - как учить детей бедных учителей или инженеров, если за учебу, к примеру, в Нефтегазодобывающем институте надо платить 34 тысячи рублей?
- Рад тому, что мы сторонники одной идеи. Официально заявляю вам, что в вузах Бузулука мы из года в год увеличиваем число бесплатных, бюджетных мест. Но они, как вы говорите, детям учителей и инженеров не достаются, а достаются другим по блату, за взятки. Чтобы этого не было, чтобы у всех были равные права на высшее образование, мы введем систему единых государственных экзаменов - ЕГЭ.
ЧТО ТАКОЕ ЕГЭ?
- Вам звонят из Республики Коми. Хотел спросить, что собой представляет единый госэкзамен, какова процедура его прохождения.
- Вместо привычных выпускных и вступительных экзаменов дети будут сдавать единые государственные экзамены. Принимать их будут не учителя, которые учили ребят, а специальные комиссии. Сдавать придется 5 дисциплин: две обязательных, математика, русский язык и литература, и 3 по выбору. Набрал абитуриент по пяти экзаменам свои баллы и, никуда не выезжая, посылает эти данные по почте хоть в 5, хоть в 125 вузов. А вузы обязаны строго по баллам отобрать себе будущих студентов.
- У нас тут в Коми какое-то тестирование проводилось. Тоже пять экзаменов, два обязательных и три по выбору. Это и есть ЕГЭ?
- Нет, пока это просто централизованное тестирование. Его уже много лет проводят по субъектам Федерации, в том числе и в вашей республике. Некоторые вузы, например, инженерные или сельскохозяйственные, в которых из года в год ранее отмечался недобор студентов, решением своих ученых советов засчитывают оценки тестирования вместо вступительных экзаменов.
- Алло, Семен Наумович вас спрашивает: в какие вузы Москвы можно будет подавать результаты единого госэкзамена?
- Примерно 18 московских вузов засчитывают результаты ЕГЭ. Какие именно вузы, можно узнать на сайте "Единый государственный экзамен" в Интернете. Можете отправить письмо с запросом в отдел единого государственного экзамена Министерства образования РФ. Вам обязательно ответят.
- С вами говорит учитель из Ростовской области. В этом году наши дети в порядке эксперимента сдавали единый государственный экзамен по математике. Говорят, скоро ЕГЭ будет по всем предметам?
- Да, именно так и будет. А вы поддерживаете единый экзамен?
- Мы с вами педагоги, поэтому знаем, что в любом школьном новшестве есть плюсы и минусы. Работая с тестами, дети, бывает, отвечают наугад, и отвечают правильно. А хороший ученик где-то запутался, знак потерял, запятую не так поставил, сидит, решает. Ход рассуждения верный, а результат ноль. В общем, посмотрим, что дальше будет. Я пока ни за, ни против ЕГЭ.
- У вас неверная информация. В ЕГЭ только одна треть заданий - в виде тестов с выбором ответов, а две трети надо выполнять (решать, писать) самому.
АСТРОНОМИЧЕСКОМУ ЧАСУ - АСТРОНОМИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА?
- Вам звонит Ирина Геннадиевна Верхотурова, доцент кафедры философии Сибирского индустриального университета. У нас со следующего года увеличивают учебную нагрузку на преподавателей с 800 до 900 часов, а зарплата при этом остается прежней. Почти все эти часы - аудиторные занятия, на индивидуальную работу со студентами времени не выделяется. Наше руководство говорит, что это инициатива Министерства образования.
- Никакой инициативы министерства здесь нет и быть не может. Нагрузка полностью в компетенции учебного заведения. Вопрос надо решать через ученые советы факультета и университета.
-Карачаево-Черкесия на проводе. Скажите, как учителям общеобразовательной школы платят оклад: за академические часы или астрономические? Директор школы, в которой работает моя сестра, не считает часом 45-минутный урок и требует отрабатывать оставшиеся пятнадцать минут дополнительно.
- Директор не прав. Академический час может составлять и 45, и 35 минут (например, в первых классах). Ставка педагога - 18 академических часов в неделю. Если он отрабатывает норму полностью, то вправе отказаться от дополнительной нагрузки.
- Владимир Михайлович! Волгоградская архитектурно-строительная академия беспокоит. У нас происходит что-то ненормальное с зарплатами. У ректора она в среднем 50 тысяч рублей в месяц, а у доцента, кандидата наук - полторы тысячи рублей. Просим вас вмешаться.
- Вмешиваться не имею права. Госбюджет дает вузу только деньги на зарплату преподавателей, а то, что вуз зарабатывает, по закону имеет право тратить по своему усмотрению. Ученый совет из внебюджетного фонда может устанавливать надбавки и ректору, и проректору, и преподавателям. Так что добивайтесь демократии в вузе сами.