СИЛОВИКИ ИЩУТ БАНДИТОВ

По последним данным, в результате бандитского нападения в Ингушетии погибло около ста человек, большинство из которых - сотрудники правоохранительных органов. В настоящее время ситуация в республике возвращается в нормальное русло, предприятия и организации работают в прежнем режиме. Вместе с тем силы дислоцированных в регионе военных и правоохранительных структур брошены на поиск и преследование преступников.

Под круглосуточную охрану внутренних войск МВД РФ взяты все объекты республиканского значения, а также наиболее важные сооружения жизнеобеспечения. В частности, под особой охраной - аэропорт "Слепцовский", комплекс правительственных зданий в столице республике Магасе, телецентр, другие важные объекты.
Подразделения военнослужащих и милиции блокировали те лесные массивы, где предположительно могут скрываться группы боевиков. В операции участвуют авиация и тяжелая техника. Никаких "зачисток" с нарушением прав человека, о чем оповестили общественность некоторые правозащитные организации, по заявлению президента Мурата Зязикова, в республике не проводится, организована лишь нормальная проверка паспортного режима с целью выявления скрывающихся бандитов.
Есть некоторые результаты поисковой операции. Исполняющий обязанности главы МВД Беслан Хамхоев сообщил, что уже задержано около 10 человек, подозреваемых в участии в нападении на населенные пункты и другие объекты республики.
Установлен и главный исполнитель массового теракта, командовавший боевиками. Заместитель главы МВД Чечни Руслан Алханов утверждает, что это Магомед Евлоев, ингуш по национальности, руководитель одной из ваххабитских группировок, ближайший сподвижник Шамиля Басаева.
Некоторые наблюдатели, комментировавшие события в Ингушетии, расценили их чуть ли не как предвестие новой войны на Северном Кавказе. С этим утверждением категорически не согласен Мурат Зязиков. По его мнению, бандитское нападение на Ингушетию - "это реакция боевиков на социальные и экономические успехи, которые республика достигла за последнее время... Не секрет, что есть силы, которым активно не нравится избранный нами курс на стабильность и экономическое возрождение... Им нужен здесь хаос".
Оппозиция властям в республике, конечно, есть, признает президент. "Мои оппоненты, - заявил Зязиков, - иной раз говорят: вот, дескать, у руля республики стоит генерал из ФСБ и проводит здесь свои операции. Я им отвечаю: моя контртеррористическая операция - это создание новых рабочих мест, инвестиционной привлекательности и забота о молодежи".
Раздаются и другие голоса: не вызовут ли последние трагические события конфликта между чеченцами и ингушами? На это у председателя госсовета Чеченской республики Тауса Джабраилова ответ однозначный: "Никакого противостояния между ингушами и чеченцами никогда не было, нет и быть не может. Это практически один народ, который имеет одни корни, традиции, один уклад жизни".
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Махмут ГАРЕЕВ, генерал армии, в 1984-1988 годах - заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил СССР:
- Вне всякого сомнения, террористическая угроза на Северном Кавказе подогревается из-за рубежей России. Все эти бандитские вылазки через третьи-четвертые руки организуются и финансируются извне. Поэтому и то, что случилось в Ингушетии, - следствие отсутствия у мирового сообщества единого подхода к борьбе с терроризмом. О каком единстве можно говорить, пока официальный представитель чеченских экстремистов Ахмед Закаев свободно гуляет по Лондону? А значит, даже обещанное президентом размещение еще одного полка внутренних войск в республике и другие меры военного характера проблемы терроризма в этом регионе не решат. Надо договариваться на международном уровне.
А что можем мы сделать у себя в стране? Во-первых, наладить наконец настоящую разведку, иначе подобное для нас всегда будет неожиданным. Второе - серьезнее заняться социальными проблемами Северного Кавказа, прежде всего ликвидацией безработицы, толкающей людей на преступную стезю.
Михаил ГРИШАНКОВ, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности, полковник ФСБ:
- Думаю, те, кто панически пророчит масштабную эскалацию напряженности на Кавказе или даже новую кавказскую войну, заблуждаются. Трагические события в Ингушетии, безусловно, обнажили ряд острых проблем, в том числе в действиях спецслужб и правоохранительных органов. Отсутствие у них и на федеральном, и на местном уровне упреждающей информации о планах террористов, тем более о проведении столь масштабной кровавой акции, безусловно, свидетельствует не в их пользу. Совершенно очевидно, что бандитам кто-то давал автотранспорт, обеспечивал их необходимой информацией, укрыл после нападения...
Недопустимо и непростительно не сделать из этого всех выводов. Со своей стороны наш комитет на своем внеочередном заседании 28 июня рассмотрит сложившуюся ситуацию, чтобы определить дополнительные меры повышения эффективности борьбы с террористами, предотвращения таких вылазок на Кавказе.