- Думаю, большой разброс цифр объясняется тем, что неврозы, относящиеся к пограничным заболеваниям психики, трудно однозначно диагностировать. Но даже поделенные на три, эти показатели страшны, как угроза будущему: любой невроз тормозит развитие ребенка. В особенности неврозам подвержены дети с тонкой психикой, а говорят же: где тонко, там и рвется. Но именно люди с тонкой психикой в благоприятных условиях расцветают, ярко, творчески чувствуя жизнь. Именно они - потенциальный цвет нации.
- Какие факторы провоцируют у детей невроз?
- Это клубок медицинских, психологических и социальных проблем. Заболевания психики более всего зависят от среды, в которой живет ребенок. В остро неблагоприятных условиях психика деформируется.
- Тогда что понимать под неблагоприятными условиями?
- Главный социум ребенка - семья, главные его авторитеты - родители. Поскольку неврозы - заболевания пограничные, а значит, на грани дурного характера и болезни, их коррекция во многом зависит от воспитания. Иногда маме и папе достаточно по-настоящему взяться за ум - и психика их ребенка выправляется. Поэтому часто, делая вид, что помогаешь ребенку, на самом деле "наставляешь" родителей.
Одна из самых распространенных проблем семьи - детоцентризм. Характерный пример. У пятилетнего ребенка появились раздражительность, плаксивость. Причина? В семье родился маленький. Родители, занятые малюткой, и не подумали, что их старший сын все пять лет своей жизни чувствовал себя королем, а сейчас испытывает необычайную ревность от того, что внимания ему стали уделять меньше. Вот и невроз. Значит, родители не догадались, что его нужно, с одной стороны, почаще ласкать, а с другой - включить его в круг тех, кто заботится о малыше. И ребенок почувствует свою нужность, значимость.
- Родители - главные виновники появления у ребенка невроза?
- Увы. Важно укреплять душу ребенка. Не надо бояться говорить с ним о человеческом горе. Конечно, важны доза и форма. Но корень невроза - эгоцентризм, зацикленность на себе и своих переживаниях. Внимание ребенка надо разворачивать во внешний мир. Тем более что сегодняшняя жизнь дает возможности воспитать в человеке сострадание. Примеров горя хоть отбавляй. А сострадание - не только залог этики, это основа психического здоровья.
- Какие неврозы в наши дни наиболее распространены?
- Сегодняшние неврозы - "фобические", связанные с повышенными страхами у ребенка. Страхи буквально съедают душу "фобика". Он не может полноценно познавать мир, так как во всем новом видит только пугающее. Очень распространены сверхзастенчивость и демонстративность - в сущности, две стороны одной медали. Ребенок либо взгляд от пола не может оторвать, либо ведет себя вызывающе.
- Расскажите о неврозах, с которыми раньше в детской среде сталкиваться не приходилось.
- Появились и стали повседневностью так называемые "престижные" неврозы. Современная жизнь провоцирует у детей зависть, недовольство своим положением, одеждой, даже местом в школьном классе.
Никогда раньше не было такого количества неврозов, напоминающих одержимость. Их основная причина - компьютерные игры и "волшебные" книги типа "Гарри Поттера". У детей появляется странный блеск в глазах при простом упоминании о компьютерном или книжном герое.
Неврозы часто наблюдаются и у детей, прошедших модельные и рекламные агентства. Страшно: 5-6-летние девочки начинают вести себя не просто как взрослые женщины, а как "панельные дамы". Ошибочно думать, что форма не влияет на содержание. Когда девочку учат улыбаться, принимать какие-то позы, двигаться в стиле взрослых манекенщиц - разве это не скажется на ее душе?
- Как материальная обеспеченность семьи влияет на психику ребенка?
- С детьми "бомжей" не сталкивалась: родители, которые отправляют детей просить милостыню или вместе с ними роются на помойках, не обращаются к психологу. Но и так ясно, что маргинальная жизнь оставляет тяжелейший нестираемый след в детской психике. Дети из просто небогатых семей, из семей "среднего" класса и сверхбогатых у меня на приемах бывают регулярно. Именно в суперобеспеченных семьях дети-невротики наиболее "тяжелы". Если маленького ребенка, да еще с врожденно тонкой психикой, охраняет вооруженный дядька, то психика у него нормальной быть не может. Что должен чувствовать малыш, который знает, что его в любую минуту могут, скажем, украсть? Или убить? С такими детьми всегда приходится долго работать.
- Почему?
- Да потому что им трудно помочь. Ведь я же не могу дать им других родителей.
- Даже "новых русских" родителей не выбирают...
- И тем не менее. Как вы думаете, почему именно в семьях "новых русских" так много невротизированных детей? В этих семьях чаще всего нарушаются фундаментальные стереотипы поведения, принятые в нашей культуре.
- Что вы имеете в виду?
- Прежде всего это специфическое для русской культурной традиции отношение к бедности и богатству.
- Какое?
- Положительное к бедности и отрицательное к богатству. Когда ребенок, сидящий в лимузине, спрашивает папу: "А что это за мальчишки бегают между машинами, когда красный светофор, и стекла протирают?", то он слышит: "Это дети дураков, лентяев и пьяниц". Но генетическая память подает ребенку другие сигналы...
Еще один стереотип. Наша культура возвышенна, романтична и целомудренна. В "суперсовременных" семьях часто видишь и "суперпродвинутых" родителей, уверовавших, что в общении с ребенком нет запретных тем. Мамы с малолетства "просвещают" детей, нанося прямо-таки ядерный удар по их психике.
Нашей культуре свойственна и особая форма патриотизма. У нас почти родственное отношение к стране. Может, потому мы ее так ругаем? В семьях "новых русских" дети особенно много слышат дурного о своем Отечестве, ее истории, отсутствии перспектив. Не забуду, как состоятельный папаша с пафосом заявлял своему очень невротичному шестилетнему сыну: "Парень, клянусь, ты никогда не будешь жить в этой стране. Как только тебе исполнится восемь лет, ты уедешь в Англию".
У родителей есть право любить какую угодно культуру. Но у них, по-моему, нет права воспитывать детей в чужой (а то и чуждой) культурной традиции, потому что это вред для детской психики. Ведь невроз - это "сшибка", столкновение сознательного подчинения взрослым, прежде всего родителям, и бессознательного бунта. Ребенок вырастет и сам выберет свой путь, решит, какая культура ему ближе: русская, американская, восточная... Очень важно понимать закономерность: что нетрадиционно для родной культуры, то для детской психики вредно.
Беседу вел