Не палехская шкатулка…

В Сети продолжают обсуждать коллективное письмо безымянных молодых кинематографистов, адресованное Никите Михалкову

В Сети продолжают обсуждать коллективное письмо безымянных молодых кинематографистов, которые обратились к Никите Михалкову «как к наиболее значимой фигуре в отечественной кинематографии» с призывом разобраться с нашим кино: оно-де задыхается в чернухе, безнравственности и пошлости, в трехэтажном мате, в то время как произведениям, несущим добро и свет, нет места ни в прокате, ни на фестивальных экранах.

Никита Михалков это письмо, обнародованное в день старта Московского кинофестиваля, активно поддержал. Хотя — такова уж ирония судьбы — в фильме «Духless», который открывал подведомственный ему ММКФ, мата и прочих примет той самой чернухи, как назло, с избытком. Что мешало Никите Сергеевичу проявить принципиальность, снять с фестивального экрана «Духless» (критика справедливо пере-именовала его в «Тухлесс») и открыть ММКФ светлым фильмом, для меня загадка. В числе отгадок, посмею предположить, и тот факт, что в одной из главных ролей в фильме снялся его сын Артем, герой которого матерится на экране наравне со всеми. Или то, что «Духless» продюсировал в том числе и Федор Бондарчук, давний соратник и сподвижник Михалкова?

Лично я бы фильмом «Духless» фестиваль ни за что не открывал. И не потому, что в нем с избытком мата, наркотиков и городская свалка в финале. А потому, что фильм откровенно неталантлив. А ведь именно талант в искусстве — мерило всех вещей. Нет таланта — и самое яростное обличение «свинцовых мерзостей жизни» превращается на экране в пресловутую чернуху. Есть талант — и внешне мрачное произведение воспринимается как суровая и горькая правда жизни. У кого повернется язык обвинить в чернухе, скажем, «Мертвые души» Гоголя, «Историю одного города» Салтыкова-Щедрина, «Яму» Куприна, «Окаянные дни» Бунина, «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа, «Астенический синдром» Киры Муратовой?

Никого раньше времени не записываю в классики, но не надо путать бездарную глянцевую чепуху типа «Духless» и «новую волну» нашего кино — социальный, проблемный кинематограф, представленный фильмами Василия Сигарева, Бориса Хлебникова, Алексея Попогребского, Кирилла Серебренникова, Алексея Германа-младшего, Алексея Мизгирева, Андрея Звягинцева:

А ведь именно в этих и других талантливых режиссеров, наиболее востребованных на российских и международных фестивалях, и метит, как мне кажется, письмо «молодых доброжелателей». Понятен призыв его авторов, взыскующих от нашего кино добра и света. Я и сам, грешный, люблю добрые фильмы. Но как, скажите, режиссерам напитаться светом, когда в доблестной милиции-полиции пытают насмерть черенками от лопат и бутылками от шампанского? Если Россия вот уже много лет находится в списке стран, лидирующих по употреблению наркотиков, потребляя героина вдвое больше, чем Китай с его миллиардным населением? Если у нас несколько миллионов брошенных родителями детей, что сопоставимо с годами Гражданской войны? Если наши олигархи продолжают мериться длиной яхт и самолетов на фоне мизерных зарплат провинциальных врачей, учителей, музейщиков, библиотекарей?

Нет, наше бытование не похоже пока на радостную палехскую шкатулку, и лакировать его на экране толстым-толстым слоем нет нужды. А когда наступит давно обещанное благоденствие, тогда наше кино само по себе станет светлее и добрее. И без призывов к Никите Михалкову.