Встреча с руководством спецморнефтепорта Усть-Луга, о которой рассказывал «Труд» (номер от 22.06.2012), получила международный резонанс. Представители российских и международных СМИ наглядно убедились, что претензии к качеству строительства и обслуживания нефтяного терминала не имеют под собой оснований.
Новый порт в Усть-Луге имеет стратегическое значение для российской энергетики. Он впервые создает профицит транзитных мощностей, необходимых для отгрузки углеводородов в Европу. «Теперь нефтяники могут торговаться с покупателями, — пояснил представитель „Транснефти“ Игорь Демин. — И если цена их не устраивает, менять направление поставки. Кроме того, пуск Усть-Луги освобождает российских нефтяников от произвольных повышений тарифов на прокачку углеводородов странами-транзитерами».
Очевидно, наши экспортеры получают новую степень экономической независимости и конкурентные преимущества. Однако такая независимость не всем по душе. Сразу после пуска терминала в Европе стали раздаваться призывы остановить работу порта. Последнее письмо за подписью 12 депутатов Европарламента было направлено президенту Владимиру Путину, премьеру Дмитрию Медведеву и канцлеру Ангеле Меркель. В письме, в частности, сказано: «Нефтяной терминал порта (4-й и 5-й причалы) не был после ремонта проинспектирован российскими властями или независимыми международными экспертами: Оценка воздействия на окружающую среду по международным стандартам пока не проводилась. Строительство проводилось без необходимых разрешений органов российской власти».
«Труд» обратился в Ростехнадзор за разъяснениями. «Мы свое технологическое заключение дали и подтверждаем его буквально каждый день, — ответила пресс секретарь Ростехнадзора Юлия Непоседова. — Сейчас порт Усть-Луга работает в тестовом режиме, и наша служба осуществляет там ежедневный инструментальный контроль. Проводим строительный надзор, надзор за эксплуатацией, экологический надзор. Это очень серьезный технический контроль с использованием самого современного оборудования. Мы готовимся к выходу из тестового режима и переходу к ежедневной работе, в связи с чем разрабатывается и внедряется система автоматического мониторинга состояния причалов терминалов перевалки нефти. Также сейчас разработан график реализации мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации причалов, ведется постоянный контроль за завершением строительства в порту Усть-Луга и пусконаладочными работами. Все нормы безопасности соблюдаются, и можем со всей ответственностью заявить: катастрофа невозможна!»
В связи с этим возникает вопрос: откуда взялась информация о том, что морские причалы не были проинспектированы? Может быть, авторы письма приезжали в Усть-Лугу лично и заметили неполадки? Эти вопросы мы задали дирекции порта.
«Нет, ни депутатов Европарламента, ни иностранных журналистов у нас в Усть-Луге не было, — ответил нам генеральный директор „Невской трубопроводной компании“ Константин Хамлай. — Вы первые, кто обратился к нам с просьбой дать пояснения по ситуации. Хотя мы достаточно открыты, готовы предоставить все необходимые документы и аргументированно ответить на любые вопросы».
«Как мы уже сообщали, — продолжает Хамлай, — прошлым летом в Усть-Луге случилось ЧП — просел грунт под строящимися причалами. После чего были проведены необходимые исследования и восстановительные работы. Причем государственные контролирующие органы потребовали дополнительной экспертизы, испытаний дополнительных статических и динамических нагрузок на причалы. Все предписания были выполнены, что, естественно, потребовало времени. И это единственная причина, по которой пуск порта был перенесен на март».
Добавим, что ситуация складывается двусмысленная. Депутаты Европарламента своим письмом ставят под сомнение нормы европейского права.
«В Хельсинкской конвенции по защите морской среды Балтики, регулирующей в том числе вопросы безопасности нефтепортов, в статье 4 конкретно сказано, что положения конвенции реализуют национальные регулирующие органы, — говорит замдиректора ОАО „Роснефтьбункер“ Александр Медведев. — У нас это Ростехнадзор и Росприроднадзор, которые отвечают за экологическую и технологическую безопасность. Требования наших федеральных органов мы исполняем в надлежащем порядке. Все возможные проверки проводились у нас неоднократно и продолжают регулярно проводиться. Надежность порта вне подозрений, а рассуждения о якобы несоответствии каким-то нормам не имеют под собой оснований».
Ну, а о том, кому такие рассуждения выгодны, догадаться несложно.