«Кино» перестало быть немым

В очередной раз приходится признать, что Первый канал не утратил способности время от времени приятно удивлять. На сей раз поводом для сюрприза стал 50-летний юбилей Виктора Цоя

При всей непохожести личностей и жизней Высоцкого и Цоя в их посмертной судьбе оказалось много одинакового. С одной стороны, песни их до сих пор актуальны. С другой — оба послужили неисчерпаемыми источниками для вакханалий, устраиваемых в дни их рождения и ухода. Десятки новоявленных друзей, заезженные до дыр кинокадры, путем нехитрого монтажа превращающиеся в очередное «откровение», суровые вопросы про то, как бы легендарные певцы, будь они живы, относились к происходящему в нашей стране сегодня и пели бы они на корпоративах: Сколько всего этого было! Вот и художественное кино уже «оживило» Владимира Семеновича с помощью Безрукова. А Цоя собираются «оживлять» с помощью компьютерных технологий, опробованных Голливудом.

В связи со всем этим ждать каких-либо откровений от фильма «Цой — «Кино», показанного в день рождения певца, вроде и не приходилось. Хотя было, конечно, подозрение, что ставить откровенную туфту на вечерний прайм-тайм, когда обычно идут сериалы, канал, блюдущий строгость программной сетки, не стал бы. А оказалось, что это настоящий глоток свежего воздуха.

Если пересказывать сюжет фильма, то выглядеть он будет крайне банальным. Наталья Разлогова — женщина, с которой Цой провел последние годы жизни, — находит кассету с песней «Атаман», когда-то напетой Виктором на домашний магнитофон и считающуюся утраченной. Едет в Питер, где встречается с сыном Цоя Александром и музыкантами, игравшими в группе «Кино»: Гурьяновым, Каспаряном, Тихомировым. Вместе они вспоминают былые времена, а потом, тряхнув стариной, берут в руки инструменты и под ту самую кассету записывают «Атамана».

Все как бы лежит на поверхности. Подруга, сын, друзья-музыканты. Но есть особенность: никто из них за годы, прошедшие со дня смерти лидера «Кино», не давал обширных интервью и не писал книг о нем. То есть в день 50-летия Цоя о рок-легенде, по сути, впервые заговорили его действительно очень близкие люди. Причем разговор этот был не традиционным набором воспоминаний, состоящим из пафосных фраз и набора баек, а каким-то странным, принципиально не выстроенным медленным и прерывистым потоком реплик, сбивчивых фраз, неожиданных характеристик. Цой-младший так и вообще большую часть времени молчал, но по его реакции было видно, что многое из сказанного об отце он узнал впервые.

Фильм необычен и по форме. Наталья Разлогова все время сидит спиной к камере, подчеркивая, что вовсе не она здесь главный персонаж. В качестве иллюстраций возникают не сами собой напрашивающиеся старые фотографии, точнее, не только они, но и необычные рисунки друга «Кино», художника Дмитрия Мишенина.

В результате возникло живое и острое ощущение давно ушедшего времени, а пена, нанесенная за последние годы, вроде и растворилась. Стало казаться, что все было буквально вчера, что история «Кино» не закончилась. Это было совсем иное чувство, чем если бы, к примеру, о Цое говорили у Малахова. От эфира «Первого» повеяло чем-то настоящим. И что самое главное, не глубокой ночью, как это обычно случается.

Тем временем

Познер укрылся от «Дождя»

Передача «Парфенов и Познер» на телеканале «Дождь» прекращает свое существование. Об этом в последнем ее выпуске сообщил непосредственно Владимир Познер. «Руководство Первого канала, — объяснил он, — поставило передо мной выбор: либо я делаю программу на «Первом», либо я делаю программу на «Дожде». Выбор я сделал. Я остаюсь на Первом канале со своей программой «Познер».

Парфенов намерен продолжить сотрудничество с «Дождем». Правда, непонятно, в каком формате. Возможно, ему будет подобран новый соведущий.