Сравнения и несравненная

Поговорим о претендентах на призы за лучшую женскую и мужскую роль московского кинофестиваля

Прошла треть 34-го Московского международного кинофестиваля. По мнению кинообозревателя «Труда», актерские работы Хелен Миррен и Максима Суханова выделяются мощью среди прочих.

Когда уже было известно, что ММКФ откроется фильмом Романа Прыгунова «Духless», коллеги томились: стоит ли освежать в памяти книгу Сергея Минаева, по которой написан сценарий? После показа вопрос: «Сильно от книги отличается?» — задавали практически все и ответа на него не получали, зато удалось услышать множество очаровательных историй о бесчисленных томиках Минаева, покинутых бывшими владельцами в метро, на подоконниках подъездов, в поездах и на пляжах. В октябре, когда «Духless» выйдет в прокат, можно будет сделать еще одну попытку оценить историю топ-менеджера Максима (Данила Козловский), который бестолково проводит время в клубах, пока не встречает взбалмошную неформалку Юлю (Мария Андреева) и после ряда перемен в своей жизни в буквальном смысле не оказывается на мусорной свалке. Можно потратить время на споры о глубине этой метафоры, но фильм, по счастью, предлагает и нечто более приятное: например, образ циника Миши Вуду, отлично сыгранный Никитой Панфиловым, который харизмой и энергетикой схож с Максимом Сухановым, что, безусловно, впечатляет; а прозвище «Суханов-light» могло достаться ему лишь потому, что фильм не позволял полностью развернуться.

Самого Максима Суханова, грозного и прекрасного, можно было увидеть в фильме Андрея Прошкина «Орда», где актер сыграл митрополита Алексия, который отправляется в Золотую Орду, чтобы излечить от внезапной слепоты величественную ханшу Тайдулу. Внутреннюю силу и насквозь пробирающий взгляд великого старца один из монголов довольно точно охарактеризует так: «Бровью поведет — и всем твоим конец наступит!» — оттого от Алексия и ждут чуда. В то время как настойчивое ожидание чуда от Бога — не то, чем должен заниматься человек, о чем говорил после просмотра автор сценария Юрий Арабов; оттого Алексию предстоят тяжелые, почти невыносимые испытания, для которых понадобится не только крепость тела, но и крепость духа, без которой невозможно находиться в чужом пространстве. Густую, яркую, страстную «Орду» на данный момент можно назвать лучшим фильмом конкурсной программы, и есть шанс, что Суханов не останется без награды. Есть такой шанс и у феерического Андрея Панина, сыгравшего небольшую, но прекрасную роль хана Тинибека, которого, к сожалению, слишком быстро убивает коварный брат.

Приз за женскую роль пока хочется вручить Хелен Миррен (раз уж речь идет в основном о российских картинах, то позвольте напомнить о русском происхождении актрисы), которая снялась, правда, не в русской, а в венгерской картине режиссера-классика Иштвана Сабо «Дверь». Миррен великолепно сыграла замкнутую пожилую женщину Эмеренц, которую судьба лишила многого, не подарив в ответ почти ничего. Но уже на излете своей жизни Эмеренц пробует полюбить своих соседей — и отношения с этой парой становятся для нее главным; суровая Эмеренц приоткрывает для них ранее наглухо закрытую дверь своей души. И об этой метафоре можно спорить — но Сабо дает возможность совершить внутреннее усилие, увидеть скрытое. В отличие от менеджера Максима из «Духless»: тот никогда не соберется покопаться в своей душевной свалке, уж в этом можно не сомневаться.