Серьезные жанры сыграли в ящик

Объявлены финалисты ТЭФИ-2016, третьей после ее реорганизации

Круглый год зрители и критики ругают или восторгаются ТВ почем зря. Считается, что телевизионщиков все эти эмоции и анализы интересуют мало, поскольку главный критерий для них — рейтинг программ. Чем он выше, тем больше рекламный доход. Но наступает момент истины, когда можно соотнести то, что мы думаем о телевидении, с тем, что думают о нем профессионалы. Объявлены финалисты ТЭФИ-2016, третьей после ее реорганизации.

Изучать шорт-лист всегда интересно. Даже, пожалуй, иногда увлекательней, чем список победителей. Все-таки три имени или три названия передач, фигурирующие в каждой номинации, дают возможность сделать некоторые выводы о тенденциях, существующих внутри профессионального сообщества. Когда же из финальной тройки члены жюри выбирают одного победителя, на них могут действовать какие-то внешние обстоятельства, например, политическая актуальность претендента. Скажем, в прошлом году бронзового «Орфея» просто не мог не получить какой-либо проект о Крыме. Но в номинации «Событие телевизионного сезона», где фигурировал фильм «Крым. Путь на Родину», была еще и акция «Бессмертный полк», которую тоже никак нельзя было проигнорировать. В результате награду отдали «Бессмертному полку», а для полуострова придумали специальный приз «За осмысление современной истории», который «Крым. Путь на Родину» и получил.

Конечно, и попадание в финалисты может быть связано со множеством субъективных обстоятельств, но тем не менее какая-то общая картина просматривается. Возьмем для примера номинацию «Лучший телевизионный фильм/сериал». В ней сейчас фигурируют психологический триллер «Метод», ироничная мелодрама «Измены» и экранизация «Тихого Дона». А в прошлом году были: историческая драма «Екатерина», криминальная драма «Однажды в Ростове» и мистический триллер «Чернобыль. Зона отчуждения». Налицо как разнообразие жанров, так и достойный уровень. Можно ли сделать какие-то выводы, сравнивая финалистов прошлого года с нынешними? Да, можно.

Особое внимание на себя обращает присутствие в тройке «Метода». Сделанный на российской студии отечественными мастерами, он по формату и принципам подачи сильно смахивает на американскую продукцию. В хорошем смысле. Дело в том, что в нашем сериальном производстве сейчас происходят такие же процессы, что 10-12 лет назад происходили в США. Тогда признанные мастера большого экрана вдруг переключили свое внимание на экран малый и стали делать качественное, умное, дорогое, словом — кино для телевидения. Процесс этот был не случайным, его определил изменившийся состав аудитории в кинотеатрах, которая становилась все моложе и моложе. А подросткам не нужны умные фильмы, им не нужен психологизм и драматизм, они хотят смотреть экшен и фэнтези. Вот серьезные жанры вместе со своими адептами и сыграли в ящик. Аналогичный процесс начинается и у нас.

«Метод» снял Юрий Быков, автор таких значимых полнометражных фильмов, как «Майор» и «Дурак». Этот сериал смело можно назвать умным, а также повторить все те эпитеты, что были перечислены выше. Как и многие культовые американские сериалы, он не щадит ни нервов, ни целомудрия зрителей. Тот самый случай, когда маркировка «18+» более чем уместна. Сценарий «Метода» написан по западным лекалам и не без творческих заимствований. Неслучайно многие усмотрели в нем сходство с «Декстером». И поскольку премьера Первого канала не имела рекордного зрительского успеха, да и критики были от нее далеко не в полном восторге, следует предположить, что появление «Метода» среди финалистов ТЭФИ означает, что сами телевизионщики считают этот сериал трендовым, и наше сериальное производство готово пойти американским путем.

Подтверждением такому выводу могут служить и «Измены». Их снял Вадим Перельман, родившийся в СССР, но давно уже являющийся американским режиссером (на его счету три номинации на «Оскар» за фильм «Дом из песка и тумана»). По словам Перельмана, ему сразу же понравился сценарий. И неудивительно: по лихости интриги, точности монологов, отличному чувству юмора и, опять-таки, по откровенности он ничуть не уступает заокеанским сериалам про женщин, находящихся в поисках новых впечатлений.

На прошлой ТЭФИ ничего подобного в этой номинации не было. Уж не говоря о 2014-м, когда в финальной тройке значились «Бесы», «Интерны» и хотя и замечательная, но абсолютно наша «Оттепель».

Теперь о других номинациях. Среди претендентов на звание «лучшего актера телевизионного фильма/сериала» фигурируют Константин Хабенский («Метод»), Иван Охлобыстин («Интерны») и Дмитрий Нагиев («Физрук»). Лучшей актрисой могут стать Паулина Андреева («Метод»), Елена Лядова («Измены») и Дарья Урсуляк («Тихий Дон»).

Наверное, никого не удивит присутствие в «серьезных» категориях имен Сергея Брилева, Ирады Зейналовой, Вадима Такменева, Владимира Соловьева, а в «несерьезных» — Ивана Урганта. Кажется, они являются бессменными финалистами ТЭФИ. И не поспоришь — мастера в своем деле!

На звание же главного события телевизионного сезона выдвинут все тот же «Метод» (!), создание и запуск телеканала «Матч ТВ» и проект «Война и мир. Читаем роман». В смысле общегосударственной значимости этот набор финалистов, конечно, будет пожиже, чем в прошлом году и чем в 2014-м тоже, где были церемония открытия Олимпийских игр в Сочи, «Оттепель» и освещение событий на Украине. Что ж, год на год не приходится. И, пожалуй, даже хорошо, когда в списке значатся сериал, открытие нового канала и культурная акция, а не что-то геополитическое.