Главная Культура 11:12 26 Июня 2017 2222
«Лукрецию Борджиа» прессуют, чтобы спасти

Романтическая пьеса Гюго почти избавилась от ходульности в версии Комеди франсез

Сергей Бирюков

Ряд «больших» спектаклей на Фестивале имени Чехова («Шесть персонажей в поисках автора» Пиранделло, «Зимняя сказка» Шекспира) продолжила «Лукреция Борджиа» в версии Комеди франсез и режиссера Дени Подалидеса. Создатели постановки смогли пройти по лезвию ножа, не дав романтически-условной пьесе выглядеть архаичной, но и избежав ее превращения в сиюминутный авангард. Возможно, это единственный способ, которым сейчас можно оживить подобную драматургию.

Помню первое впечатление от «Лукреции Борджиа», прочитанной в глубокой юности на гребне увлечения «Собором Парижской богоматери», «Отверженными», «Человеком, который смеется»... Пьеса захватила интригой и столкновением раздирающих противоположностей. А конец, где всесильная хозяйка Феррары, бессердечная вершительница судеб оказывается слабой женщиной со смертельно раненным сердцем, просто потряс.

Сегодняшнее впечатление от того же текста: как можно принимать всерьез такой ходульный, насквозь придуманный сюжет? Как можно верить героям, которые упорно не видят очевидного, понятного с первых же минут всякому зрителю: Дженнаро – сын Лукреции, хотя он этого не знает? И оттого творятся все безумства, без которых, впрочем, пьесы (имеющей мало отношения к биографии реальной Лукреции Борджиа) вовсе бы не было.

Что ж, известный закон: человек в своей жизни проживает конспект жизни человечества. Условности романтизма XIX века, нимало не смущающие юнца, коробят опытного зрителя. Но ведь и такое искусство должно жить – хотя бы из уважения к гению Гюго. А он сказался и тут – например, в виртуозной словесной эквилибристике, которой Лукреция приоткрывает и тут же затуманивает правду (сказать ее впрямую она не может, поскольку тогда Дженнаро, как отпрыск ненавистного всем рода, будет немедленно убит). Или в проработке отдельных образов, в первую очередь коварного Губетты, этакого варианта Мефистофеля, неистощимого на выдумку интригана и кладезя саркастических афоризмов.

Впрочем, блеснуть острым словцом Гюго дает почти всем персонажам. «Клятва государя священна? Пусть это говорят народу. Но мы-то с вами знаем, что это такое. Ни короли, ни народы и дня не могли бы прожить, если бы стали в точности исполнять обещания» – это Лукреция говорит своему мужу-герцогу. Слуга Рустигелла изрекает: «На свете только две вещи нелегко найти – итальянцабез кинжала и итальянку без любовника».

А юмор, которым прорежен мрак рассказываемой истории! Ради него Гюго готов даже отъявленных злодеев сделать чуть добрее, чем им следовало быть по логике сюжета. «Убить синьору Лукрецию? На этот счет у меня не было приказаний» – бубнит туповатый сатрап. «Болван!» – только и бросает ему герцог, хотя мог бы раздавить дурня.

Короче, пьеса прекрасно смотрится – в том динамизированном варианте, который придумал режиссер Дени Подалидес. Тут не тот случай, как в «Мещанине во дворянстве», привезенном Подалидесом два года назад: там – Мольер, каждая строчка текста которого драгоценна, его можно показать и в неспешном эпическом виде, с оригинальной музыкой XVIIвека, написанной Жаном-Батистом Люлли. Чтобы зажила драматургия Гюго, постановщик до предела спрессовывает действие, убирает антракты – и два часа пролетают на одном дыхании. Какая экспрессия у «белокурой бестии» Эльзы Лепуавр (Лукреция)! Какое обаяние коварства у Эрика Рюфа (Дон Альфонсо д’Эсте)! Как динамичны сцены-дуэли Лукреции и ее наивного сына (Гаэль Камилинди)! Ну а роль Губетты в исполнении дьявольски пластичного и брутального Тьерри Ансиса превращается едва ли не в бенефис, в главный аттракцион представления.

Постановка, на самом деле достаточно богатая декорационно (сценограф Эрик Рюф), совсем не давит обилием подробностей: и венецианский канал с гондолой в начале, и мрачные виды Феррары в последующих трех картинах лишь угадываются в полутьме, а «караваджев» свет резко выхватывает фигуры или только лица героев. Точно так же, как музыка старинного мадригала или оперы Доницетти время от времени уточняет эмоциональный колорит. Авангардный лаконизм при полном уважении к классической основе. Ничего лишнего.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 23425
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5519
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5403
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?