ВНИЗ ПО ЛЕСТНИЦЕ, ВЕДУЩЕЙ К СВЕТУ

После визита в Волгодонск председателя правительства Михаила Касьянова министр по атомной энергии издал приказ о формировании "группы поддержки" ввода в эксплуатацию первого блока Ростовской АЭС, куда вошли опытные специалисты с действующих станций - Балаковской, Нововоронежской, Калининской и Кольской.

Премьер посетил Ростовскую АЭС, где заявил строителям:
- Растущей экономике России нужна электроэнергия. Ввод в эксплуатацию первого блока Ростовской АЭС поможет решить эту проблему в регионе.
Нашему корреспонденту удалось-таки побывать в чреве атомной станции раньше главы правительства. Не только увидеть, но и пощупать, надежны ли запоры, за которыми в скором времени будет бушевать адское пламя.
- А сейчас, - сопровождавший нас, группу журналистов, Владимир Хожаков выдержал паузу, - я поведу вас туда, где в недалеком будущем уже не сможет побывать ни одна живая душа. Там будет форменный ад. А проще говоря, отделение ядерного реактора - сердце атомной станции.
Сообщение это равнодушным никого не оставило. Слишком крепко, видимо, засели в нашем подсознании термины "ядерная реакция", "радиоактивное излучение", вызывающие далеко не самые светлые ассоциации.
По пути, пролегавшем среди сплетения трубопроводов, решеток, металлических лестниц, Хожаков рассказывал, что и как будет происходить в активной зоне после пуска реактора, о степенях защиты герметической оболочки, о системе очистки жидких радиоактивных материалов. Запомнить все это было практически невозможно. Лично для меня важно было убедиться, что есть так называемая "гермооболочка" - стальная скорлупа полутораметровой толщины, способная удержать в узде термоядерную реакцию, сделать атом действительно мирным.
Среди гигантских металлических конструкций хрупкими, почти нереальными выглядели девушки, маляры из бригады Эльвиры Гавриловой, работавшие на одном из горизонтов.
- Не страшно вам? - спрашиваю. - Создаете монстра, рядом с которым придется жить.
- А вы что, тоже из тех, кто народ пугает? - смеются. - Тогда не по адресу явились. Они обычно в парке Волгодонска собираются. Там митингуют, флагами машут. А нам нужна работа. Возможность жить по-человечески.
Настроение строителей Ростовской АЭС было приподнятое. Накануне, после повторной экспертизы, проведенной по требованию "зеленых", была получена лицензия на завершение строительства первого блока. Представляю, в скольких семьях Волгодонска наконец-то отлегло от сердца - АЭС будет жить! А это работа, социальные блага. Сейчас на стройке трудится уже более 4 тысяч человек. После пуска первого блока число работающих здесь значительно возрастет.
В переходе монтажник Вячеслав Михайлов популярно объяснил мне, что значит АЭС для его семьи.
- Я работал здесь сварщиком с 86-го по 91-й год. Потом началась эта свистопляска с закрытием. Полстраны объездил в поисках работы, аж до Воркуты добрался. Просто дикость какая-то. Все передовые страны переходят на ядерное топливо, и никаких там митингов, протестов - ну не глупее же они нас? А я в итоге, можно сказать, потерял восемь лет жизни.
- Ну а как соседи, знакомые не клянут, что вы им ядерную угрозу создаете? - подначиваю молодого рабочего Владислава Шевейко.
- Что вы! Наоборот - завидуют. Работать на АЭС престижно.
Преодолев несколько сплетений трубопроводов, мы наконец-то оказались у цели. В стене яйцевидного котла пока еще открыта круглая дверь. Вскоре эта массивная пробка навсегда захлопнется.
- Эти стенки выдержат прямое попадание самой мощной ракеты, - не без гордости сообщил Владимир Хожаков, похлопав по крутому боку реактора. - Во время работы станции внутри термокотла давление превышает пять атмосфер. О температуре судите сами - охлаждающая жидкость нагревается до 320о. Желающие заглянуть внутрь есть?
Я, естественно, согласился. Сборки тепловыделяющих элементов еще не были установлены. Но к этому все готово. Здесь, внутри гигантской оболочки, размещается 1600 стальных цилиндров, именуемых "твэлами", внутри которых собственно и происходит деление атомов. Реактор, монтируемый на РоАЭС, обладает гигантской мощностью в 1000 МВт. Его так и зовут "миллионник".
После путешествия в преисподнюю, как назвал наш сопровождающий бетонированную камеру, расположенную глубоко под землей, ноги гудели. Зато мы убедились, что строительство АЭС не только продолжается, но и набирает темпы. А это вселяет надежду, что дефицит электроэнергии в этом регионе будет ликвидирован не за счет сжигания мазута и газа, а благодаря работе "мирного атома".
По словам директора АЭС Владимира Погорелого, пуск первого блока намечен на конец года.