"ОБНИМИТЕСЬ, МИЛЛИОНЫ,

- В этих словах Шиллера, положенных на музыку Бетховеном, сущность нашей нынешней акции, -

- В этих словах Шиллера, положенных на музыку Бетховеном, сущность нашей нынешней акции, - сказал московским журналистам знаменитый итальянский дирижер Риккардо Мути. Маэстро приехал и привез с собой множество музыкантов для того, чтобы представить столичной публике уникальное исполнение Девятой симфонии великого композитора соединенными силами театров "Ла Скала" и Большого.
Одно из величайших, а может быть, и самое великое произведение мировой музыки, завершающееся пением прославленной оды "К радости", самой идеей всепланетного братства людей буквально провоцирует на подобные акции широкого общественного звучания.
Отдадим должное устроителям - министерству общественных благ и культурной деятельности Италии, дирекции Большого театра, спонсорам... И, конечно, артистам: они очень старались ради воплощения отличного замысла. Ведь еще вчера объединенные хор и оркестр выступали на закрытии юбилейного, десятого музыкального фестиваля в итальянском городе Равенна (о чем "Труд" уже сообщал). И вот практически без отдыха сводная "армия" итальянских и российских исполнителей вылетела в Москву...
Боюсь, не мне одному показалось, что высочайшее напряжение бетховенской музыки артисты выдерживали далеко не всегда. Да, был драматизм - в духе не Бетховена, а скорее Доницетти. Возможно, дало себя знать коварство акустики Большого (ради удвоенного состава оркестра и хора сняли несколько рядов партера и застелили оркестровую яму), из-за чего циклопическая звуковая масса частенько распылялась неизвестно куда. Ну и, наконец, думаю, сказались некоторые особенности творческого почерка маэстро Мути - многолетнего музыкального руководителя "Ла Скала", которому эффектные театральные страсти, очевидно, ближе философски углубленного симфонизма.
Так, обнаружилась одна курьезная закономерность: лучше всего оркестр звучал там, где ритм приближался к... зажигательному итальянскому танцу тарантелле (такие места есть и в стремительном скерцо, и в финале). И лишь в заключительной, четвертой части со вступлением "интернациональной бригады" солистов (болгарки Красимиры Стояновой, нашей Ларисы Дядьковой, итальянца Джузеппе Саббатини и английского певца Алестера Майлза), а особенно гигантского хора музыка обрела для меня свой подлинный масштаб.
Возможно, большее впечатление получили те, кто слышал симфонию в прямой трансляции. Известно ведь: электроника частенько "вытягивает" то, что без ее участия пропадает для слуха. К сожалению, в радио- и телеаудиторию наши люди не попали (у отечественных СМИ пороху на трансляцию не хватило, ее осуществляла итальянская государственная вещательная компания RAI).
Ради утешения тех, кто ждал сенсации: несмотря на летнее межсезонье, зал был переполнен. Цены на билеты соответствовали размаху предприятия. При мне один из многочисленных билетных мафиози, переговариваясь по мобильнику с коллегой , сообщал, что дешевле тысячи рублей места не продаются. Представляете, сколько стоило попасть в партер. И, видно, попали-таки люди, может быть, впервые открывшие для себя прелесть посещения симфонического концерта. Что, конечно, хорошо, с одной стороны. А с другой - не очень. Так, на речитативной фразе из финала "Не надо этих звуков" из зала удивительно "к месту" донеслось верещание радиотелефона...