ИПРИТ В МОРЕ СПИТ, И НЕ НАДО ЕГО БУДИТЬ

Наша газета уже не раз рассказывала о химическом оружии, захороненном после войны в прибрежных районах Балтики. Некоторые латвийские политики попытались использовать этот факт в своих целях. Это лишь добавило яда в и без того непростые российско-латвийские отношения.

Паника, которую подняли в последнее время латвийские газеты, вынудила местные власти глубже исследовать проблему. Агентство BNS сообщило об ажиотаже среди жителей приморского города Лиепаи после того, как газета "Вести сегодня" опубликовала статью, содержавшую прогноз экологической катастрофы. По информации газеты, беда может разразиться в результате разрушения оболочки затопленного в Балтийском море после второй мировой войны химического оружия и попадания в воду боевых отравляющих веществ, которые могут распространиться до берега. Об этой проблеме в свое время сообщал и "Труд".
По сведениям, которыми располагает директор Института гидроэкологии Латвийского университета Андрис Андрушайтис, в годы Второй мировой войны Германия произвела около 65 тысяч тонн боевых отравляющих веществ: 27 тысяч тонн иприта, 12 тысяч тонн нервно-паралитического газа табун, 7100 тонн слезоточивого газа... После капитуляции страны-победительницы приняли решение затопить этот арсенал. Около 150 тысяч тонн было брошено на дно Норвежского моря и в проливе Скагеррак, сообщило агентство BNS.
Союзники погрузили химические боеприпасы на конфискованные у Германии корабли и затопили. В свою очередь, боеприпасы, обнаруженные в советской оккупационной зоне, были в 1947 и 1948 годах затоплены в двух местах Балтийского моря в ящиках, утверждает латвийский ученый. 11 тысяч тонн были затоплены возле побережья Дании в радиусе 6 км на расстоянии 50 км на восток от Борнхольма на глубине 85 м. Около 1 тысячи тонн было затоплено в зоне площадью 40 х 40 км на юго-запад от Лиепаи, напротив нынешней латвийско-литовской сухопутной границы, примерно в 100 км от берега.
Агентство BNS утверждает, что неизвестны точно все возможные места нахождения химических боеприпасов, потому что исследования в этой области проводились только путем опроса стран о графиках затопления. Две трети из затопленных в районе Лиепаи боевых отравляющих веществ составляет иприт. Отравляющие вещества, считают некоторые эксперты, могут попасть в морскую среду в случае взрыва снарядов или из-за коррозии их корпуса. Пока что ни одного такого случая не зафиксировано.
Все эти сведения, переработанные местной прессой, сами стали информационной бомбой, которая взорвалась нынешней весной. Если опасения имели под собой основания, то страхи должны были бы переполнять не только жителей Лиепаи, но и всех прибрежных населенных пунктов, в том числе России, Польши, Германии, стран Скандинавии и других. Ведь химическое оружие затоплено на больших территориях, и если оно может стать опасным около Лиепаи, то точно так же должно вести себя и в других местах.
После этой публикации жители Лиепаи попросили министерство обороны республики и министерство охраны окружающей среды и регионального развития Латвии предоставить информацию о возможной угрозе. О содержании статьи были проинформированы соседние страны.
И вот в Лиепае созвана пресс-конференция по этому вопросу, на которой ученые выступили с опровержением страшных слухов. Созданная для изучения ситуации комиссия признала, что затопленные в Балтике боевые отравляющие вещества не могут естественным путем быть вымыты на берег, сообщает агентство BNS. Этого, по мнению экспертов, никогда не произойдет. Специалисты уверены, что "широкое влияние химического оружия на среду Балтийского моря невозможно". Боевые отравляющие вещества, вступая в контакт с морской средой, распространяются на очень ограниченном пространстве дна и не оказывают влияния на флору и фауну, говорят они.
Однако ученые признали: многого о затопленных боеприпасах не знают, поэтому выводы комиссии считать абсолютно надежными нельзя. По мнению экспертов, было бы желательно подробнее изучить поведение основных видов боевых отравляющих веществ в морской воде.
Не обошлось и без политики. А. Андрушайтис высказал мнение, что поднятый прессой ажиотаж наносит Латвии и ее образу вред, отпугивая туристов. А поскольку немало публикаций на эту тему было в России, то значит, делает он вывод, эта страна стремится... очернить образ Латвии и отпугнуть потенциальных инвесторов и туристов. По сообщению BNS, он даже назвал подобные действия России шантажом.
Думается, надо создать еще одну комиссию. Ей придется заниматься исследованиями других ядов - идеологических, которые подливают в отношения России и Латвии иные латвийские деятели.
Послесловие отдела социальных проблем
О балтийских захоронениях германского химического оружия, о страшной опасности, нависшей над Европой, написано немало: на протяжении трех лет только наша газета четырежды поднимала эту тему. Но странным образом, как свидетельствует и этот материал, реагируют на подобные сигналы официальные власти прибрежных государств. Ведь именно они примут главный удар в результате катастрофического разрушения оболочек боеприпасов, которыми набиты трюмы затопленных когда-то кораблей. Почему-то все сводится к нападкам на журналистов и стремлению всячески приуменьшить риск, которому мы все подвергаемся. Да еще - попыткам политизировать проблему, приписать России желание "навредить соседям", что выглядит совсем уж нелепо. Единственная и, наверно, извинительная "корысть" русских в этом вопросе может заключаться в желании обезопасить и себя: ведь беда, если ее не предотвратить, не обойдет стороной никого в Европе.
Разноголосица в спорах о сути и размерах опасности, наверно, объясняется недостаточностью информации. Но почему никто не вспоминает, что и в этом году, как и прежде, российские специалисты выходили в море на научно-исследовательском судне "Профессор Штокман" и исследовали места залегания химических боеприпасов. Им известны не только границы подводных могильников на дне моря и проливов - ими получены бесспорные доказательства того, что оболочка боеприпасов, увы, протекает, донные течения разносят опасные токсины на мили от мест затопления. Отчеты об экспедициях, вполне объективные, - это серьезный научно-познавательный материал. Они просто вопиют о необходимости принятия срочных мер, на которые Россия в одиночку в сегодняшней ситуации не способна.
Чтобы расставить все точки над "i", проверить разрозненные данные, необходимо провести, как предлагают специалисты, международную конференцию по проблеме химического загрязнения Балтики.