09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВОЗЬМУТ В ДОЛГ, ДА БУДЕТ ЛИ ТОЛК?

Говоров Владимир
Опубликовано 01:01 26 Июля 2000г.

Каждое промышленное предприятие рано или поздно сталкивается с насущной необходимостью

Каждое промышленное предприятие рано или поздно сталкивается с насущной необходимостью осуществления коренной реконструкции производства. Когда заводские мощности изнашиваются до предела, когда технологические разработки безнадежно устаревают, становится ясно - "косметическими" мерами уже не обойтись. Ко всем имеющимся проблемам добавляется еще одна головная боль - где найти деньги на эту самую реконструкцию?
Конечно, можно попробовать взять в долг. Но кредиторы - это ведь не спонсоры; как говорится, берешь чужие и на время, а отдаешь свои и навсегда. Тут необходим точный экономический расчет, иначе такая желанная модернизация производства может обернуться новыми финансовыми проблемами.
В начале нынешнего года было разработано технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта реконструкции одного из крупнейших предприятий Ярославской области - ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" (ЯНОС). Авторы ТЭО - специалисты ЯНОСа и головной компании "Славнефть", владеющей более 50 процентами акций ярославского завода. Необходимость широкомасштабной реконструкции ЯНОСа ни у кого не вызывает сомнений. Однако эксперты выдвинули целый ряд существенных замечаний, ставящих под вопрос экономическую эффективность всего проекта в целом.
Прежде всего обращает на себя внимание "кругленькая" сумма закупаемого оборудования - 309 млн.долларов. Простое сравнение стоимости установок для гидрокрекинга и висбрекинга с такими же агрегатами на заводах в Перми и Нижнекамске указывает, что этот показатель завышен не менее чем на 45-60 млн.долларов. Чтобы оправдать такие затраты, разработчики проекта произвели расчет предполагаемой эффективности реконструкции в искусственно благоприятных экономических условиях.
Так, стоимость бензина гидрокрекинга завышена на 110 долларов за тонну; стоимость компонента дизельного топлива висбрекинга - на 92 доллара за тонну. Общее суммарное завышение выручки от реализации товарной продукции составляет около 130 млн.долл. в год. Если провести соответствующую корректировку в расчетах, то окупаемость проекта окажется под большим вопросом.
Кроме того, предлагаемая проектом технологическая схема углубления переработки нефти, по мнению экспертов, не является оптимальной и не даст ожидаемого эффекта. В результате почти вдвое может снизиться выход высококачественных и дорогих нефтепродуктов - малосернистого дизельного топлива, реактивного топлива и компонентов автомобильного бензина.
Между тем общие предполагаемые затраты на реконструкцию составляют ни много ни мало 436,5 млн.долларов. Компания "Славнефть" планирует привлечь крупный кредит Японского банка международного сотрудничества - 200 миллионов долларов. Очевидно, что такие масштабные инвестиции предполагают тщательные и реалистичные расчеты экономической эффективности проекта.
Недоумение экспертов вызывает и другое обстоятельство. За один лишь 1999 год из "Славнефти" на счета ее оффшорных "дочек" (в том числе в родном оффшоре Гуцериева - Ингушетии) было переведено как раз около 200 млн. долл. Нужно ли тогда брать дорогой кредит за рубежом. Не проще ли вложить собственные средства? Однако руководство "Славнефти" не желает прислушиваться к критическим замечаниям, обвиняя их авторов в намерении сорвать реконструкцию ЯНОСа.
Вряд ли такую позицию можно назвать конструктивной. Вместо того чтобы выслушать мнение специалистов "Тюменской нефтяной компании" - совладельцев ЯНОСа, имеющих большой опыт реконструкции Рязанского нефтеперерабатывающего завода, президент "Славнефти" Михаил Гуцериев заявил о возможности создания АО "ЯНОС-2" уже при 100-процентном участии возглавляемой им компании. Таким образом, "Славнефть" практически не скрывает стремления установить полный контроль над ярославским предприятием.
Такой подход никак не отвечает интересам дела. Напомним, что около 85 процентов акций компании "Славнефть" находится в федеральной собственности России и Белоруссии. В то время как деньги "Славнефти" уходят в оффшоры, компания намерена привлекать японский кредит, гарантом по которому выступает Министерство финансов РФ. Это означает, что государство вправе и обязано вмешаться в развитие событий вокруг планируемой реконструкции ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников