06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

РЕЗАТЬ? НЕ РЕЗАТЬ?

Ищенко Сергей
Опубликовано 01:01 26 Июля 2001г.
Вчера лежащий на дне Баренцева моря затонувший атомный подводный крейсер "Курск" лишился поднятого перископа и других выдвижных устройств, возвышавшихся над его рубкой. Водолазам с норвежского судна "Майо" пришлось срезать эти конструкции потому, что они способны помешать предстоящей буксировке погибшего атомохода в док. Одновременно спасатели продолжают готовить подводное оборудование к отделению от корпуса корабля первого отсека, особенно сильно поврежденного взрывом.

Однако в последние дни это вызывает недоумение у ряда весьма авторитетных на флоте подводников. Еще недавно руководители и разработчики операции утверждали, что первый отсек "Курска" придется пока оставить на морском дне потому, что в нем могут быть неразорвавшиеся в момент катастрофы торпеды. В таком случае действительно не стоит подвергать водолазов излишнему риску. Но вот на днях первый отсек крейсера был снова детально обследован дистанционно управляемыми глубоководными аппаратами, затем туда вошли и водолазы. И ни одной торпеды ни в самом отсеке, ни вокруг него не обнаружили. Так, может быть, не следует теперь отрезать первый отсек? Ведь если мы действительно хотим разобраться в том, что на самом деле погубило "Курск", то самая ценная информация наверняка содержится именно в развалинах этого отсека. Но если в нынешнем году он останется на дне Баренцева моря - трудно поверить, что ради этой груды металла кто-нибудь в будущем снова организует дорогостоящую спасательную экспедицию. И нет гарантии, что будет установлена полная правда об этой трагедии.
Однако пока никто не собирается вносить коррективы в заранее утвержденные планы экспедиции, и значит, "Курск" все же будут поднимать по частям. В Главном штабе Военно-Морского флота "Труду" пояснили, что иначе пришлось бы заново делать все расчеты. А времени на это нет, со всеми делами в Баренцевом море надо управиться до октября, когда там начнется сезон осенних штормов. Кроме того, нет уверенности, что при подъеме разрушенный первый отсек не отвалится сам собою. Тогда, понятное дело, центровка крейсера на тросах будет нарушена. К чему это способно привести - тоже понятно.
Пока в Баренцевом море идет подготовка к подъему затонувшей атомной подводной лодки "Курск", ученые и экологи спорят об опасностях, которыми может грозить эта операция. Едва ли не самая большая тревога ощущается в соседней Норвегии. Специалисты известной скандинавской природоохранной организации "Беллуна", в частности, сомневаются: а не произойдет ли запуск пока заглушенных реакторов атомохода в случае, если при подъеме лодка, допустим, неожиданно сорвется с тросов и снова рухнет на дно? Эти страхи вчера попытался развеять главный конструктор Объединенного конструкторского бюро машиностроения имени Африкантова Александр Кирюшин. Именно он руководил созданием реакторов для "Курска". По словам Кирюшина, запас надежности у его детища достаточно велик, чтобы не допустить катастрофического развития ситуации. Расчеты показывают, что даже в случае падения лодки на дно и ее переворачивания при этом стержни поглотителя, опущенные в нижнее положение аварийной защитой еще год назад, в момент гибели корабля, не стронутся с места. Поэтому нет никаких оснований опасаться радиационного заражения Баренцева моря.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников