КОГО СУДИТЬ И САЖАТЬ, А КОГО - МИЛОВАТЬ И УВАЖАТЬ

Недавно Анатолий Приставкин заявил, что Комиссия по помилованию при президенте РФ, которую он

Недавно Анатолий Приставкин заявил, что Комиссия по помилованию при президенте РФ, которую он возглавляет, приостанавливает работу на неопределенный срок. Причина такого решения, как мне видится, - ревностное отношение чиновников от правосудия к неподвластной им структуре. Она не только не вписывалась в иерархию юридических служб, но, стоя в стороне от их дел, имела прямой выход на президента РФ. В Минюсте, Верховном суде и Генеральной прокуратуре не могли смириться с тем, что общественная организация постоянно вторгается в их "вотчину": кого судить и сажать, а кого миловать и уважать. Ни для кого не секрет, что "профессионалам" не всегда по душе вмешательство "дилетантов", якобы не имеющих юридического образования и опыта работы в правоохранительных органах и потому милующих тех, кого они усердно сажали.
В Комиссию по помилованию многие зэки верили больше, чем Верхсуду или Генпрокуратуре. "В комиссии ни одного мента нет, и все решается по-человечески", - слышал я от многих зэков, с которыми пришлось общаться...
Всех зэков можно условно разделить на "кучерявых" и "беспонтовых". "Кучерявые" располагают деньгами на воле. У "беспонтовых" их нет. Так вот замечено: "кучерявые" для снижения срока всегда шли одной дорогой: сторговывались с правоохранительными органами. Цена на изменение срока в этих органах общеизвестна и на сегодняшний день варьирует в среднем в пределах тысячи рублей за месяц срока. Что касается "беспонтовых", то "комиссия по помиловке", или "комиссия Приставкина", давала надежду выйти на свободу досрочно, не нанимая дорогих адвокатов. Причем комиссия Приставкина рассматривала ходатайства не только осужденных, но и их матерей, родственников и просто друзей. И хотя о самом Приставкине кто-то из сильных мира сказал буквально следующее: "... у человека, который работает на общественных началах, нет ответственности", судить о его усилиях на этом поприще можно только по конкретным результатам. И с "повальным помилованием" нужно разобраться. Скажем, в США рассматривается 30 процентов ходатайств от числа заключенных, а у нас - только 0,6. Необходимо учесть и тот факт, что в России большинство судебных приговоров юридически безграмотны. Как ни странно, в этих условиях члены комиссии по помилованию, не имея специального юридического образования, очень часто исправляли ошибки органов Фемиды. Поэтому закрывать эту комиссию никак нельзя.
Теперь все зависит от того, кого поддержит президент: сохранит ли комиссию по помилованию как общественный орган или же отдаст процедуру помилования на откуп вышеуказанным Минюсту, Верховному суду и Генпрокуратуре.
Получено по e-mail <letter@trud. ru>