06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ДЕШЕВЛЕ ТОЛЬКО ДАРОМ

Головачев Виталий
Опубликовано 01:01 26 Июля 2001г.
"Угроза всеобщему жизненному укладу и безопасности нашего мира - вот что такое глобальная бедность, в которой прозябают сегодня три миллиарда человек (половина населения земного шара)", - убежден экс-президент Всемирного банка Джеймс Вулфенсон. Население развивающихся стран в ближайшие два с половиной десятилетия увеличится еще на два миллиарда. И если не удастся остановить стремительное разрастание нищеты на планете, то, по словам известного экономиста, "мы не совладаем с волной лишений, нужды и отчаяния".

Беднейшими считаются страны, в которых доля валового внутреннего продукта (ВВП), приходящаяся на одного жителя, составляет менее 1000 долларов. В России этот показатель повыше: по одним расчетам (основанным на использовании официального курса рубля) - 1690 долларов, по другим (когда учитывается паритет покупательной способности валют) - 6600. В любом случае получается, что Россия не входит в группу самых бедных государств. Тем не менее нуждающихся граждан у нас очень много. В отличие от развивающихся стран, которые в борьбе с бедностью надеются на существенную финансовую помощь извне, нам надо самим выбираться из нищеты. И побыстрее, чтобы через какое-то время не оказаться на обочине мировой цивилизации.
О ближайших планах повышения зарплаты в бюджетной сфере, пенсий, пособий говорится сейчас немало. Но есть ли у нас долговременная стратегия борьбы с бедностью? Об этом мы беседуем с руководителем Департамента социального развития аппарата правительства РФ, доктором экономических наук Евгением Гонтмахером.
- Прежде всего хотелось бы уточнить, сколько же сейчас в России бедных? В печати приводилось немало противоречащих другу другу цифр, но официальные данные в нынешнем году не публиковались ни разу.
- Официальные сведения о численности бедного населения не публиковались потому, что Закон о потребительской корзине, на основании которой рассчитывается прожиточный минимум, был принят только на 2000 год и в декабре прекратил свое действие. Почему определили такой маленький срок? Чтобы в случае необходимости (высокой инфляции, других непредвиденных факторов) можно было изменить набор товаров и услуг.
Однако, по мнению специалистов, менять состав корзины на 2001 - 2002 годы нет необходимости. И соответствующие документы на продление действия закона правительство наптавило в Думу. Прохождение их, как водится, затянулось. Лишь в июне новый закон одолел все три чтения. 13 июля его подписал президент страны. Состав корзины остался прежним. Теперь необходимо произвести расчеты, и после этого официальная информация, о которой вы спрашивали, будет опубликована.
- Но порядок цифр, наверное, уже известен?
- По предварительной оценке Министерства экономического развития и торговли, прожиточный минимум на душу населения составил в первом квартале 1396 рублей в месяц; во втором квартале - 1507. Соответственно, за порогом прожиточного минимума в январе-марте 2001 года были 54,4 миллиона россиян, а в апреле-июне нынешнего года - 42 миллиона. Тоже много, но все-таки на 12 миллионов(!) меньше. Это отчетливая тенденция: масштабы бедности в России сокращаются. Для сравнения: крайне нуждающихся в первом квартале прошлого года было около 60 миллионов человек, во втором - 50 миллионов.
Бить в литавры, понятно, неуместно. Сделаны только первые шаги. Как это ни покажется парадоксальным, но наибольшую остроту бедность приобретает именно сейчас, когда экономика стала оживать. Во время длительного кризиса все понимали, что рассчитывать на улучшение материального положения трудно, нужно потерпеть, затянуть пояса. Однако сейчас, на фоне наметившегося экономического подъема, ощутимого повышения уровня жизни у десятков миллионов граждан, нищета тех, кто находится на другом социальном полюсе, дается им особенно тяжело.
Помимо гуманитарного аспекта, есть здесь и сугубо экономический. Дальнейшее хозяйственное оживление в стране должно в немалой степени опираться на повышение покупательского спроса. А какие, спрашивается, дополнительные покупки у малоимущих? И вообще бедность - это серьезный тормоз развития общества, всех сфер жизни...
- И в высокоразвитых, богатых странах есть немало тех, кто влачит жалкое существование. Каков уровень бедности там?
- Всегда есть люди, которые не могут или не хотят работать. Здесь и бомжи, и беженцы, и пьяницы, и наркоманы, и инвалиды... Существует даже специальный термин - естественная бедность. Она составляет в Германии 7 процентов, в Швеции - 5, в США - 20 (но среди белого населения - 7). В среднем в большинстве развитых стран этот уровень не превышает 10 процентов. Что касается России, то тревогу вызывают не только масштабы бедности (около 30 процентов всего населения), но и структура малоимущего населения. Она у нас не типичная, так как среди остро нуждающихся большой удельный вес занимают работающие люди. Это совершенно ненормальная ситуация: человек на свою зарплату не может содержать семью, а то и прокормить одного себя.
- Насколько типична эта картина?
- К сожалению, весьма типична. Из 30 процентов населения, прозябающего за порогом бедности, по моей оценке, не менее половины - работающие. Абсурд! В сфере образования средняя зарплата где-то 1650 рублей (хотя многие молодые педагоги получают 700). У медиков - 1750. И вот, допустим, семья, в которой два работающих бюджетника. Семейный доход - 3400. Если у них есть даже один ребенок, то эта "первичная ячейка общества" оказывается в полной нищете, ибо прожиточный минимум для троих - 4 780 рублей. А если в семье бюджетников двое детей? И во внебюджетном секторе многие сегодня получают низкую зарплату. В целом более 20 миллионов работающих барахтаются в нищете. Это, как говорят специалисты, - "новые бедные". Такого явления в развитых странах нет. И у нас тоже быть не должно.
- Но ведь есть еще теневые, "левые" доходы...
- Есть, конечно, и "левые" заработки, и личные подсобные хозяйства. Если бы не огороды, десятки миллионов россиян просто не выжили бы. Но нельзя считать нормальным, когда хирург после тяжелой операции или учитель, отложив проверяемые тетради, должны мчаться на огород - окучивать картошку, полоть свеклу. Это может быть хобби, но не средством выживания. В какой еще стране Европы учителя заставляют горбатиться на поле, чтобы прокормить семью? К тому же далеко не все бюджетники имеют огород и не все "вхожи" в теневой сектор. А теперь приведу таблицу, показывающую, какая зарплата была у россиян в апреле (по результатам обследований и оценкам):
190 тысячам работников начислили 100 рублей или меньше
1 миллиону работающих граждан - от 100 до 200 рублей
2,5 миллиона - от 200 до 400 рублей
3,3 миллиона - от 400 до 600 рублей
3,5 миллиона - от 600 до 800 рублей
3,5 миллиона - от 800 до 1000 рублей
6,8 миллиона - от 1000 до 1400 рублей
Эта зарплата ниже прожиточного минимума в стране. Не буду пересказывать все цифры. Замечу лишь, что около девяти миллионов человек в нашей стране получают от 5000 до 10 600 рублей в месяц, а еще двум с половиной миллионам работников платят более 10 600. В среднем зарплата в апреле была около 3 тысяч, а в июне (по оценке) - 3300. Это в пересчете 112 долларов. По мировым меркам - совсем немного.
Вывод однозначен: зарплату надо решительно повышать. Главный принцип - реальная зарплата, реальные доходы должны расти быстрее, чем ВВП. Чтобы ни случилось, как бы ни менялась внешняя или внутренняя экономическая конъюнктура, опережающие темпы необходимо сохранять. В прошлом году этот принцип удалось выдержать. Он заложен и в проектировках среднесрочной программы правительства до 2004-го:
В результате уже в следующем году зарплата работников бюджетной сферы вырастет почти в два раза. Во внебюджетном секторе повышение оплаты будет обеспечиваться ростом производительности труда, модернизации оборудования. Предстоит закрытие неэффективных предприятий, переквалификация высвобождаемых работников. Другой важный резерв - развитие малого бизнеса. Здесь можно ждать серьезного продвижения после окончательного принятия и реализации пакета законопроектов по дебюрократизации, продолжению налоговой реформы, направленных в Думу президентом и правительством.
В бюджетной сфере повышать зарплату должно государство. В последнее время здесь произошли серьезные позитивные перемены. Напомню, в течение многих лет минимальная зарплата была у нас на одном и том же смехотворном уровне - 83 рубля 49 копеек. А теперь она растет довольно быстрыми темпами. С 1 января 2001-го - 200 рублей, с 1 июля - 300. Далее правительство предложило Думе увеличить ее с 1 декабря нынешнего года до 450 рублей.
- А как же "взлетающие" цены, быстрый рост стоимости жилищно-коммунальных услуг?
- Хотел бы обратить внимание на то, что опережающий рост зарплаты будет сопровождаться постепенным включением в нее расходов на оплату услуг ЖКХ. Именно поэтому правительство недавно пересмотрело основы жилищно-коммунальной реформы. Вместо форсированного перехода на стопроцентную оплату жилья населением планируется, что нынешние дотации на эти цели (перечисляемые эксплуатационникам) будут переданы гражданам через специально открываемые счета. В дополнение к этому планируется развивать систему жилищных субсидий для малообеспеченных. В перспективе средства, передаваемые на эти счета, станут частью зарплаты, пенсии, других доходов.
По такой же схеме, с моей точки зрения, надо двигаться и в сферах образования, здравоохранения. Государство должно обеспечить гарантированный минимум социальных услуг. А все бюджетные расходы свыше этого минимума нужно передать самим гражданам сначала в виде сертификатов, а потом эти добавки должны стать неотъемлемой частью доходов.
Этот процесс при благоприятном стечении обстоятельств может занять несколько лет. И тогда в России будет действительно достойная оплата труда. В том смысле, что доходы любого работника позволят ему, его семье обеспечить нормальный уровень жизни.
- Когда минимальная зарплата сравняется с прожиточным минимумом?
- Думаю, что реально это произойдет не ранее 2005 года. По расчетам, прожиточный минимум и соответствующая ему минимальная зарплата будут тогда 2200 - 2300 рублей.
В заключение хотел бы подчеркнуть, что отступать нам некуда. В правительственной концепции экономического развития сказано вполне определенно: "Сохранение дешевой рабочей силы в долгосрочной перспективе будет означать воспроизводство на территории страны отсталых предприятий, поддерживание неэффективной структуры рабочих мест". Поэтому без решения проблемы "новых бедных" у России нет будущего как у развитой страны.
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ ДО 2004 ГОДА
Год 2000 2001 2002 2003 2004
ВВП-прирост, в % к предыдущ. году 8,3 4,0 3,5 2,6 4,0
Реальные доходы населения-прирост в % к предыдущ. году 9,1 5,5 5,0 4,5 6,0


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников